Раздел: Обычаи

Шариатское постановление о музыке, пении и танцах

02.03.2015 | Автор:

Арабское слово ма’азиф (мн. от ма’зифа) означает музыкальные инструменты (Фатх аль-Бари, 10/55). Это инструменты, на которых играют музыку (аль-Маджму’, 11/577). Аль-Къуртуби передал от аль-Джавхари, что это слово означает пение. В «ас-Сахиха» сказано, что это музыкальные инструменты. Так же сказано: звуки музыкальных инструментов. Аль-Димйати в «Хаваши» сказал, что под словом ма’азиф имеются в виду дафы и другие виды барабанов (Фатх аль-Бари, 10/55).

Доказательства запретности музыкальных инструментов из Корана и Сунны

В суре «Лукъман» Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи, чтобы сбивать других с пути Аллаха» (Коран, 31:6).

Ибн Аббас сказал, что в этом аяте имеется в виду пение. Муджахид сказал, что это игра на барабане (Тафсир ат-Табари, 21/40).

Аль-Хасан аль-Басри сказал: «Этот аят ниспослан по поводу пения и свирели (Тафсир Ибн Касира, 3/451).

Ас-Саади сказал: «Это относится ко всем запрещенным речам, праздным беседам, лживым речам и проповедям, которые подталкивают людей к неверию, разврату и ослушанию. Это также относится к речам тех, кто пытается опровергнуть истину и пользуется для этого лживыми доводами, злословит за спиной своих братьев и клевещет на них, обманывает окружающих и бранится. Это также относится к песням и музыке, а также ко всему, что занимает человека и не приносит пользы ни для веры, ни для мирской жизни» (Тафсир ас-Саади, 6/150).

Ибн аль-Къаййим сказал: «Достаточно толкования сподвижников и их последователей (табиин), что под праздными речами имеется в виду пение. Это достоверно передается от Ибн Аббаса и Ибн Масуда. Абу ас-Сахбаъ сказал: «Я спросил Ибн Масуда о значении слов Всевышнего: “Среди людей есть такой, который покупает праздные речи”, на что он ответил: “Клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного бога, что это пение”, повторив это три раза. Так же от Ибн Умара достоверно передается, что это означает пение. Нет никакого противоречия между толкованием выражения «праздные речи», как пения и как рассказов персов и их королей, римских королей и другие подобные истории, которые, к примеру, ан-Надр бин аль-Харис рассказывал жителям Мекки, чтобы отвлечь их от Корана. И то и другое относится к праздным речам. Поэтому Ибн Аббас сказал: «Праздная речь – это ложь и пение». Некоторые сподвижники сказали одно, некоторые – второе, другие высказались за оба варианта.

Пение – хуже и причиняет больше вреда, чем рассказы королей, потому что оно является чарами прелюбодеяния, источником лицемерия, ловушкой дьявола и вином для разума. Пение отвращает от Корана сильнее, чем лживые речи, поскольку душа сильно тяготеет к ней и люди любят ее. Аяты содержат порицание отвлечения на праздные речи вместо того, чтобы читать Коран, с единственной целью — сбить людей с пути Аллаха, сам того не ведая. Когда ему читают Коран, он отворачивается, как будто ничего не слышит, а его уши заложены. И что еще хуже, он насмехается над аятами, постигнув их смысл.

Все это объединилось в людях, отличающихся наибольшим неверием, но даже если  певцов и их слушателей постигает лишь часть этого, то все они имеют долю своей вины и заслуживают порицания». См. «Игаса аль-Ляхфан» (1/258-259).

Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Одурачивай своим голосом, кого сможешь» (Коран, 17:64).

Передается, что Муджахид, да помилует его Аллах, сказал: «Его голос – это песни и ложь. Ибн Къаййим сказал: “Любой человек, говорящий способом, выходящим за рамки покорности или повиновения Аллаху, или играющий на свирели, флейте, запретном дафе (разновидность бубна) или барабане, воспроизводит голос шайтана. Каждый идущий к ослушанию Аллаха, является часть его (шайтана) войска, и каждый скачущий к ослушанию, является его конницей. Так говорили праведные предки, как передал Ибн Аби Хатим от Ибн Аббаса: “В его (шайтана) войско входит каждый человек, идущий к ослушанию Аллаха”» (Игасат аль-Ляхфан).

Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Неужели вы удивляетесь этому повествованию, смеетесь, а не плачете, и забавляетесь?» (Коран, 53:59-61).

‘Икрима сказал: «Передано от Ибн Аббаса, что слово (, переведенное в аяте, как) “забавляетесь” относится к пению. Он так же сказал: “Когда неверующие слышали Коран, они начинали петь, и тогда был ниспослан этот аят”».

Ибн Касир сказал, что Суфьян ас-Саври передал от своего отца, что Ибн Аббас сказал: «В йеменском диалекте это означает пение». ‘Икрима тоже придерживался этого мнения. См. «Тафсир Ибн Касира».

От Абу Умамы, да будет доволен им Аллах, передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Не продавайте рабынь-певиц, не покупайте и не обучайте их. Нет блага в торговле ими и их цена запретна. Относительно подобных им ниспослан аят (перевод смысла): «Среди людей есть такой, который покупает праздные речи (песни и музыку), чтобы сбивать других с пути Аллаха» (Коран, 31:6)”. Хороший (хасан) хадис.

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, так же сказал: «В моей Умме непременно появятся люди, дозволяющие прелюбодеяние, шёлк, алкоголь и музыкальные инструменты». Хадис передал аль-Бухари без цепочки передатчиков (та’ликъан, № 5590), ат-Табарани и аль-Байхакъи привели его как хадис-мавсуль (с непрерывным иснадом). См. «Сильсиля ас-Сахиха» шейха аль-Албани (91).

Ибн аль-Къаййим сказал: «Этот достоверный хадис аль-Бухари привел своем «Сахихе» для четкого обозначения темы в главе, которую он назвал: «О том, что было сказано относительно тех, кто объявляет вино дозволенным, называя его другим именем». Хадис двумя способами указывает на запретность музыкальных инструментов и музыки: первый – слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, «объявляют дозволенными», которые ясно свидетельствуют о том, что упомянутое в хадисе, в том числе музыкальные инструменты, являются запретными согласно Шариату, а эти люди объявляют их дозволенными. Второй – тот факт, что музыкальные инструменты упомянуты в связке с тем, что категорически запрещено, то есть вместе с прелюбодеянием и алкоголем. Если бы музыкальные инструменты не были запрещены, они не стояли бы в одном ряду с ними». См. «Силсиля ас-Сахиха» (1/140-141).

Шейх Ислам сказал: «Этот хадис указывает на запретность ма’азиф, а это слово, согласно языковедам, означает музыкальные инструменты, и оно охватывает любой тип этих инструментов» «Аль-Маджму’» (11/535).

Ибн аль-Къаййим сказал: «В этой главе приводятся хадисы от Сахля б. Са’да ас-Са’иди, Имрана б. Хусейна, Абда-Аллаха б. ‘Амра, Абд-Аллаха б. ‘Аббаса, Абу Хурейры, Абу Умамы аль-Бахили, от Аиши, матери правоверных, Али б. Абу Талиба, Анаса б. Малика, Абд ар-Рахмана б. Сабита, аль-Гази б. Рубай’а. Затем он упомянул эти инструменты в «Игаса аль-Ляхфан», приводя доказательства их запретности.

Передается со слов ан-Нафи’а: «Ибн Умар, услышав звуки свирели, заткнул свои уши и, свернув с дороги, спросил: “Нафи’, ты слышишь что-нибудь?”. Тот ответил: “Нет“. Тогда он вынул пальцы из ушей и сказал: “Однажды, я был вместе с Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, он услышал нечто подобное и поступил так же (как и я)”». Хадис приводится в «Сахих Аби Дауд». Кто-то утверждает, что этот хадис не является доказательством запретности, в противном случае Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, велел бы Ибн Умару заткнуть уши, и Ибн Умар повелел бы то же самое ан-Нафи’у. Ответом на это является тот факт, что он не слушал эту музыку, хотя и слышал ее, а между слушать и слышать есть разница. Шейх Ислама сказал: «По единогласному мнению имамов, запрет и осуждение не касается того, кто не намеревается слушать. Таким образом, осуждение или похвала распространяется на слушающего, а не просто слышащего. Тот, кто слушает Коран, получает вознаграждение, а слышащий его непреднамеренно или без желания слушать, не получит награды, поскольку дела оцениваются по намерениям. Так же и запретные музыкальные инструменты: нет проблем, если человек слышит их, сам этого не желая» (аль-Маджму’, 10/78).

Ибн Къудама аль-Макъдиси сказал: «Слушающий – это тот, кто желает слышать, что не относится к Ибн Умару, да будет Аллах доволен им и его отцом, — он просто услышал (звуки музыки). Пророк же, да благословит его Аллах и приветствует, должен был знать, когда звук прекратится, поскольку он отошел от дороги и заткнул свои уши, а ему нужно было вернуться на дорогу. И он не вынул пальцы из ушей, пока звуки музыки не перестали доноситься. Поэтому, оставление Иб Умара с незакрытыми ушами было необходимостью» (аль-Мугни, 10/173).

Даже если простое слышание, упомянутое в словах двух имамов, является порицаемым (макрух), оно становится дозволенным по необходимости, как мы увидим в словах имама Малика, приведенных ниже. А Аллах знает лучше.

Мнения исламских ученых (имамов)

Аль-Къасим сказал: «Пение является частью лжи». Аль-Хасан сказал: «Если званое застолье сопровождается музыкой, то нельзя принимать приглашение на это мероприятие». См. «аль-Джами’» шейха аль-Къайравани (стр. 262-263).

Шейх Ислама Ибн Таймиййа сказал: «Согласно мазхабам четырех имамов, все музыкальные инструменты запретны (харам). Достоверно передается в «Сахихе» аль-Бухари и других источниках, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что в его общине появятся люди, объявляющие дозволенным прелюбодеяние, шёлк, вино и музыкальные инструменты, и сказал, что они будут превращены в обезьян и свиней. Никто из последователей имамов не упомянул о разногласии насчет положения музыкальных инструментов» (аль-Маджму’ 11/576).

Аль-Албани сказал: «Все четыре мазхаба сходятся на запретности любых музыкальных инструментов» (ас-Сахиха, 1/145).

Ибн аль-Къаййим сказал: «Мазхаб Абу Ханифы наиболее строг в этом вопросе, и его слова самые жесткие. Его сподвижники ясно заявили, что запрещено слушать любые виды музыкальных инструментов, будь то свирель, даф, и даже палочки. Они так же заявили, что это грех, делающий человека нечестивцем, из-за чего его свидетельство не принимается. Они пошли еще дальше, сказав, что слушание музыки является нечестием (фискъ), а наслаждение ею – неверием. Именно так они выразились. В доказательство они приводят хадис, который, однако, не может быть приписан Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали: “Человек обязан стараться не слушать музыку, когда он проходит мимо или, если она играет где-то по соседству”. Абу Йусуф сказал о доме, откуда доносятся звуки музыкальных инструментов: “Войди без их разрешения, поскольку запрет порицаемого является обязательным (фард). Если бы нельзя было входить (в такие места) без разрешения, то люди не могли бы выполнять свой долг (т.е. повеление одобряемого и запрет порицаемого)». См. «Игаса аль-Ляхфан» (1/425).

Имама Малика спросили об игре на барабане и свирели, если человек услышал их звуки и почувствовал удовольствие, находясь в пути или в собрании, на что он ответил: «Если он находит это приятным, он должен встать (и уйти), в противном случае он может продолжать сидеть, если есть необходимость в этом или он не может встать. Что касается путника, то он должен (удалиться от этого места), продолжив путь или вернувшись обратно». См. «аль-Джами’» аль-Къайравани (стр. 262). Он так же сказал: «Среди нас только нечестивцы занимаются этим» (Тафмир аль-Къуртуби, 14/55).

Ибн Абд аль-Барр сказал: «По единогласному мнению ученых, к запретным видам прибыли относится лихоимство, оплата проститутки, все, что добыто незаконным путем, взятка, плата за оплакивание умершего, пение, предсказания, плата тем, кто утверждает, что знает сокровенное, и астрологам, плата за игру на флейте и все виды азартных игр (аль-Кафи).

Ибн Каййим, разъясняя позицию имама аш-Шафии в этом вопросе, сказал: «Его сподвижники, знающие его мнение, заявили, что музыкальные инструменты запрещены и высказали порицание тем, кто приписывает ему (аш-Шафии) их дозволение». См. «Игаса аль-Ляхфан» (1/425).

Шафиит и автор книги «Кифая аль-Ахйар» так же считал музыкальные инструменты, как флейта и др., мерзостью (мункар), и что присутствующий (при игре на них) обязан запретить это. Он сказал: «Он не освобождается от запрещения этого по причине наличия плохих ученых, которые извращают Шариат, или грязных факиров – имеются в виду суфисты, которые сами себя называли факирами – поскольку они являются джахилями, следующими за каждым крикуном. Они не руководствуются светом знаний и склоняются туда, куда подует ветер» (Кифая аль-Ахйар, 2/128).

Ибн аль-Къаййим сказал: «Что касается мазхаба имама Ахмада, то его сын Абд-Аллах сказал: Я спросил своего отца о пении, на что он ответил: “Пение порождает в сердце лицемерие, и мне это не нравится”. Затем он упомянул слова Малика: “Среди нас только нечестивцы занимаются этим”» (Игаса аль-Ляхфан).

Исследователь (мухаккъакъ) ханбалитского мазхаба Ибн Къудама сказал: «Есть три категории музыкальных инструментов: запретные, включающие струнные и духовые инструменты, лютня, танбур, арфа, ребаб и др. Свидетельство того, кто постоянно слушает их, не принимается» (аль-Мугни, 10/173). Он так же сказал: «Если человека приглашают на застолье, где есть алкоголь и музыка, и он в состоянии запретить это, то он должен пойти туда и запретить это, поскольку в этом случае он выполняет два обязательства. В противном случае, он не должен идти туда» (аль-Кафи, 3/118).

Ат-Табари сказал: «Ученые с разных краев пришли к единогласию насчет порицаемости и необходимости запрета пения, с чем не согласились только Ибрахим б. Са’д и ‘Убайд-Аллах аль-‘Анбари. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Придерживайся большинства», а так же: «Кто отделился от джамаата, умер смертью времен невежества» (Тафсир аль-Къуртуби, 14/56).

В прежние времена слово «порицаемое» (макрух) употреблялось для выражения запретности, но позже оно приняло значение «нежелательности». В данном случае это слово означает запретность, поскольку там сказано о необходимости запрета, а запрещать можно только харам. К тому же в двух упомянутых хадисах говорится о категоричном запрете на музыку. Это предание привел так же аль-Къуртуби, после чего сказал: «Абу аль-Фарадж и один из наших сподвижников, аль-Къуффаль, сказали: “Не принимается свидетельство певца и танцора”. Я сказал: “Если установлено, что два этих дела не дозволены, то принимать за это плату так же запрещено”».

Шейх аль-Фавзан сказал: «То, что разрешили Ибрахим б. Са’д и ‘Убайд-Аллах аль-‘Анбари – это не те песни, которые мы имеем сегодня. Они никогда не дозволили бы подобные песни, являющиеся верхом безнравственности порочности» (аль-И’лям).

Ибн таймиййа сказал: «Не дозволено изготовлять музыкальные инструменты» (аль-Маджму’, 22/140). А так же: «Согласно мнению большинства ученых фикха, дозволено уничтожать музыкальные инструменты, подобно танбуру. Таково мнение Малика и более известное из двух мнений Ахмада» (аль-Маджму’, 28/113). Он так же сказал: «Ибн Мунзир привел единогласное мнение ученых, что запрещено заказывать пение и оплакивание умершего…. Все ученые, мнение которых мы изучили, единодушны в необходимости пресекать деятельность плакальшиц и певиц. Эти занятия считали порицаемой (макрух) аш-Ша’би, ан-Нах’и Малик. Абу Савр и ан-Ну’ман (Абу Ханифа), Я’къуб и Мухаммад (ученики Абу Ханифы) говорили, что не дозволено заказывать какую бы то ни было услугу певца и плакальшицы, и мы придерживаемся того же мнения». Он так же сказал: «Музыка – вино души. Ее влияние на душу даже пагубнее влияния алкоголя на организм» (Маджму’ аль-Фатава, 10/417).

Ибн Аби Шейба рассказывал, что один мужчина пожаловался Шурейхе на то, что другой мужчина сломал его танбур, но тот не обязал того выплатить ни копейки компенсации. То есть, он не обязал выплатить его цену, поскольку этот инструмент запрещен, а запретное ничего не стоит (аль-Мусаннаф, 5/395).

Аль-Бгави издал фетву, запрещающую продажу любых музыкальных инструментов, подобно танбуру, свирели и все струнные инструменты. Затем он сказал: «Если будут стерты изображения, а музыкальные инструменты изменены до неузнаваемости, то можно продавать материал, из которого они изготовлены, будь то серебро, железо, дерево или другой материал» (Шарх ас-Сунна, 8/28).

Правомерное исключение

Исключением из вышесказанного является даф (без металлических колец, создающих при исполнении звенящий звук), на котором можно играть женщинам на свадьбе и во время праздников. Этому есть достоверные доказательства. Шейх Ислама сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, допустил использование некоторых видов музыкальных инструментов, например, на свадьбе, как он разрешил женщинам играть на дафе во время праздников и на свадьбах. Но ни один мужчина при его жизни не играл на дафе и не хлопал в ладони. В «Сахихе» передается, что он сказал: “Хлопанье в ладони – для женщин, а тасбих – для мужчин», и он проклял женщин, уподобляющихся мужчинам и мужчин, уподобляющихся женщинам. Поскольку пение и хлопанье было уделом женщин, праведные предшественники называли мужчин, занимающихся этим, женоподобными, — а как много их развелось в наше время! – и это известно из их слов».

К данной теме относится и хадис Аиши, да будет доволен ею Аллах. Когда во время праздников к ней пришел ее отец, когда у нее находились две девушки, певшие песни, которые ансары пели в день Бу’ас (день сражения между племенами Аус и Хазражд) – и любой разумный человек вероятно знает, о чем поют на войне. «Свирель шайтана в доме посланника Аллаха?!» — воскликнул Абу Бакр, да будет доволен им Аллах. В это время посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, лежал, повернувшись к стене, сказал: «Оставь их, о Абу Бакр. Воистину, у каждого народа есть свой праздник, а это наш праздник, людей Ислама». Этот хадис свидетельствует о том, что это не было привычным делом для Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его сподвижников собираться слушать музыку, и поэтому Правдивый назвал ее свирелью шайтана, а Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одобрил это название и не возразил его словам. Это указывает на то, что причиной разрешения пения было время праздника, из чего следует, что в остальное время это запрещено, за исключением свадеб, что оговорено в других хадисах. Шейх аль-Албани детально разъяснил это в своей ценной книге «Запрет музыкальных инструментов». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одобрил пение двух девушек во время праздника, как сказано в хадисе: «Чтобы многобожники знали, что есть место веселия в нашей религии». В хадисе о двух девушках нет доказательства того, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, слушал их пение, а повеление или запрет связаны со слушанием, а не с простым слышанием. Так и в случае с видением, это связано с намерением увидеть, а не с непреднамеренным взглядом. Так же ясно, что пение дозволено только женщинам, а имам Абу Убайд даже в объяснении значения слова даф сказал: «Это инструмент, в который бьют женщины» (Гариб аль-Хадис, 3/64). И некоторым из них следовало бы надеть хиджаб.

Ошибочное исключение

Некоторые сделали исключение для барабана во время войны, в дополнение к чему некоторые современники разрешили армейскую музыку. Такое решение безосновательно по ряду причин:

1. Это исключение из запрещающих хадисов без наличия доказательства, кроме личного ошибочного мнения.

2. Мысли мусульман во время войны должны быть обращены к своему Господу. Всевышний сказал (перевод смысла): «Они спрашивают тебя о трофеях. Скажи: “Трофеи принадлежат Аллаху и Посланнику”. Побойтесь же Аллаха и урегулируйте разногласия между собой» (Коран, 8:1), а использование музыки препятствует этому и отвращает от поминания Господа.

3. Использование музыки является обычаем неверующих, а уподобляться им запрещено, особенно в том, что Всевышний Аллах полностью запретил нам, как в случае с музыкой (ас-Сахиха, 1/145).

«Люди не впали в заблуждение после того, как были наставлены на прямой путь, кроме как в результате споров». Достоверный хадис.

Некоторые в доказательство дозволенности пения приводят хадис об эфиопах, игравших в мечети Пророка, да благословит его Аллах и приветствует! Аль-Бухари включил этот хадис в свой сборник под заголовком: «Глава о копьях и щитах в день праздника». Ан-Навави сказал: «В хадисе есть доказательство на дозволенность игры с оружием и другими военными инструментами в мечети», добавив к этому и другие виды деятельности, связанные с джихадом (Шарх Муслим). И, как сказал аль-Хафиз Ибн Хаджар, человек, говорящий то, что выходит за рамки его компетенции, приходит к странным умозаключениям, подобным этому.

Некоторые приводят вышеупомянутый хадис о двух поющих девушках. Мы уже обсуждали этот хадис, тем не менее, процитируем здесь Ибн Къаййима по причине ценности его слов:

«Я удивляюсь тому, что в доказательство дозволенности слушания музыки вы ссылаетесь на упомянутый нами хадис о двух несовершеннолетних девушках, которые пели молодой женщине в день праздника некоторые стихи из арабской поэзии о храбрости на войне и других благородных качествах. Какая связь существует между этим и этим? Странно то, что этот хадис является сильнейшим доводом против них, ведь Правдивейший (Абу Бакр ас-Сиддикъ), да будет доволен им Аллах, назвал это свирелью шайтана. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, одобрил это название, но сделал послабление для двух девушек, которые не достигли возраста ответственности, и слова их песни не могли оказать плохого влияния ни на кого. Разве это указывает на дозволенность того, что вы делаете и о чем вы прекрасно осведомлены, слушая песни, включающие известные всем вещи?! Свят Аллах, до какой степени заблудились умы и извратилось понимание!» (Мадаридж ас-Саликин, 1/493).

Ибн аль-Джавзи сказал: «Айша, да будет доволен ею Аллах, была в это время совсем молодой, и после достижения совершеннолетия от нее не передано ничего, кроме порицания пения. Сын ее брата, аль-Къасым б. Мухаммад так же осуждал пение и запрещал слушать ее, а он брал знания от Аиши» (Тальбис Иблис, 229).

Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал: «Группа суфистов ссылаются на этот хадис в доказательство дозволенности пения и слушания песен в сопровождении музыкальных инструментов или без них. В их опровержение достаточно привести ясное утверждение Аиши в следующем хадисе, где она сказала: «Эти две девушки не были певицами». Она дала понять, что они не были певицами, хотя это можно так же понять из слов хадиса. Поэтому необходимо ограничиться тем, что передано в тексте о поводе и способе (пения), чтобы уменьшить риск отклонения от основы — т.е. хадиса. А Аллах знает лучше (Фатх аль-Бари, 2/442-443).

Некоторые даже имеют наглость утверждать, что сподвижники и табиины слушали пение, и что они не видели в этом ничего плохого!

Аль-Фавзан сказал: «Мы требуем предъявить достоверные иснады, восходящие к этим сподвижникам и табиинам, доказывающие то, что эти люди приписывают им». Затем он сказал: «Имам Муслим в предисловии к своему “Сахиху” упомянул, что Абд-Аллах б. Мубарак сказал: “Иснад – часть религии, и если бы не иснад, каждый желающий говорил бы все, что хочет”».

Некоторые из них сказали, что все хадисы, запрещающие пение, полны ошибок. Они не оставили ни одного хадиса без попыток дискредитации со стороны ученых. Ибн Баз сказал: «Хадисы о запретности песен не переполнены ошибками, как они утверждают. Более того, некоторые из них содержатся в «Сахихе» аль-Бухари, являющейся самой достоверной книгой после Корана. Среди этих хадисов есть хорошие (хасан) и слабые (да’иф), и со всей многочисленностью и разнообразием путей передач, они являют собой явный довод и категоричное доказательство запретности пения и музыкальных инструментов».

«Все имамы единогласны насчет достоверности хадисов, запрещающих пение и музыкальные инструменты, кроме Абу аль-Газали, который не был знатоком хадисоведения, и Ибн Хазма. Аль-Албани предельно ясно разъяснил его ошибку, а сам Ибн Хазм сказал, что если хотя бы один из этих хадисов является достоверным, то он последует ему. Однако в настоящее время достоверность этих хадисов доказана многочисленными книгами ученых, но они отворачиваются от этого факта, и они намного более упрямы, чем Ибн Хазм и не достойны быть упомянуты вместе с его именем, и тем более ссылаться на них».

Некоторые из них сказали, что ученые запрещают пение, поскольку оно упомянуто наряду с собраниями, где распивают спиртные напитки, и проведением ночей в греховных усладах!

Аш-Шавкани сказал: «На это можно ответить, что эта связь не указывает на то, что это запрещено только тогда, когда эти действия совершаются вместе. В противном случае признание запрета на прелюбодеяние, о котором ясно указано в хадисах, было бы обязательным только в том случае, когда оно сопровождается распитием спиртного и игрой на музыкальных инструментах. Это обязательство ложно по единогласию ученых, как и то, что вменяется в обязанность. Точно так же о словах Всевышнего (перевод смысла): «Он не веровал в Великого Аллаха и не призывал кормить бедняка» (Коран, 69:33-34) можно было бы сказать, что отсутствие веры в Аллаха не запретно, если побуждать кормить бедняков. Если скажут, что запрет подобных действий при совершении их вместе известен из других доводов, то ответом на это будет то, что запрет на музыкальные инструменты так же известен из других доказательств, как было сказано выше» (Нейль аль-Автар, 8/107).

Некоторые из них сказали, что «праздные речи» не означает пение. Опровержение этого утверждения приводится выше. Аль-Къуртуби сказал: «Данное мнение (что эти слова означают пение) – лучшее, что сказано об этом аяте, и Ибн Масуд три раза поклялся Аллахом, кроме Которого нет другого божества, что это означает пение». Затем он привел слова имамов, которые придерживались того же мнения, а так же упомянул другие мнения в этом вопросе, и сказал: «Первое мнение приоритетно в данной теме по причине наличия хадиса марфу’(, восходящего к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует) , а так же слов сподвижников и их последователей» (Тафсир аль-Къуртуби).

Процитировав это толкование, Ибн аль-Къаййим сказал: «Аль-Хаким Абу Абд-Аллах в толковании из книги «аль-Мустадрак» сказал: Пусть знает человек, ищущий эти знания, что толкование сподвижника, который был свидетелями ниспослания Откровения и Корана, – это хадис с цепочкой передатчиков, согласно двум Шейхам (аль-Бухари и Муслим)». В другом месте своей книги он сказал: «По нашему мнению, этот хадис имеет такое же положение, что и хадис марфу’». Даже если это мнение является спорным, нет сомнения, что оно предпочтительнее толкования более поздних ученых, поскольку первые являются наиболее сведущими в этой Общине в том, что Всевышний Аллах имеет в виду в Своей Книге. Коран был ниспослан среди них, и они были первыми из Общины, к кому он был адресован, они слышали его толкование непосредственно Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, как словом, так и делом, они были арабами, понимавшими истинное значение арабского языка. Поэтому, при наличии их толкования, мусульманин не должен прибегать к другим источникам» (Игаса аль-Ляхфан).

Некоторые из них даже говорили, что пение — это форма поклонения, если ее целью является помощь в повиновении Аллаху!

Ибн аль-Къайиим сказал: «Это в высшей степени странное утверждение. Какой веры, света, разума, руководства или познания можно достичь путем прослушивания мелодичных и ритмических стихов, большая часть которых является запрещенной и заслуживает гнев Аллаха и Его посланника, и наказание? Как можно, имея хотя бы толику разума и веры в сердце, пытаться стать ближе к Аллаху и укрепить свою веру путем наслаждения тем, что ненавистно Ему, и Ему отвратителен тот, кто говорит такое и кто согласен с этим?» (Мадаридж ас-Саликин, 1/485).

Шейх Ислама Ибн Таймиййа в пояснении состояния того, кто привык слушать пение, сказал: «Таким образом, ты увидишь, что привыкший слушать и буквально питается пением, не имеет желания слушать Коран, и что это не доставляет ему никакой радости. Он не находит в слушании аятов такого удовольствия, как в слушании стихов. Более того, когда они слушают Коран, их сердца становятся небрежными, а языки болтают вздор, но как только услышат свист и хлопанье в ладони, их голоса сразу же стихают, движения замирают и они становятся в высшей степени внимательными» (Маджму’ аль-Фатава, 11/557 и далее).

Некоторые из них расхваливают музыку и музыкальные инструменты, утверждая, что они смягчают сердца, утончают чувства и обогащают душу, однако это не соответствует действительности, поскольку музыка является возбудителем страстей и желаний. Если бы дело обстояло так, как они говорят, то музыканты отличались бы мягкостью сердец и хорошими манерами, но большинство из них, как мы знаем, испорчены и ведут себя недостойно.

Заключение

Из вышесказанного беспристрастный читатель может сделать вывод, что утверждение о дозволенности музыки несостоятельно, и что в данном вопросе нет двух мнений. Поэтому, необходимо делать прекрасное наставление, а затем постепенно опровергать сторонников музыки, если есть возможность. Нельзя обольщаться известностью человека в наше время, когда истинные приверженцы религии стали чуждыми. Тот, кто выступает за дозволенность пения и музыкальных инструментов, лишь потакает страстям современников – как будто фетвы издают обычные люди, а он просто подписывается под ними! Когда встает какой-либо вопрос, они обращаются к мнениям ученых и выбирают самое легкое из них – как они утверждают, — после чего начинают искать доказательства, а точнее подбирать иносказательные выражения, которые ломаного гроша не стоят! Как часто подобные люди утверждают от имени Шариата вещи, которые не имеют ничего общего с Исламом.

Старайтесь получать знания об Исламе из Корана и Сунны. Не говорите: сказал такой-то, поскольку истина не измеряется людьми, однако люди познаются при помощи истины. Этого должно быть достаточно для того, кто не поддался своим страстям и предался своему Господу. Надеемся, что вышесказанное исцелит сердца верующих и развеет сомнения тех, кто подвержен наущениям, разоблачит тех, кто отклонился от Откровения, и выбирает легкие варианты, полагая, что он достиг того, что было недоступно первым поколениям, и наговаривает на Аллаха то, чего не знает. Пытаясь выбраться из беспутства, они попали в нововведения – да не преуспеют они в этом! – лучше бы они следовали пути верующих.

А Аллах знает лучше. Да пребудет благословение, мир и благодать Аллаха над Его посланником, который разъяснил путь верующих, а так же над его сподвижниками и над всеми, кто следует за ними в Истине до Судного Дня.

Краткое изложение труда «ад-Дарб бин-нава лиман абахьа аль-ма’азиф лиль-хава» шейха Са’да ад-Дина б. Мухаммада аль-Кибби.

За дополнительной информацией обратитесь к книгам: «аль-И’лям би накъд китаб аль-халяль валь-харам» шейха Салиха б. Фаузан аль-Фаузан, «ас-Сама’» шейха Ибн аль-Къайима, «Тахрим алят ат-тараб» шейха Мухаммада Насир ад-Дина аль-Альбани, да помилует его Аллах.

Islam Q&A, фетва № 5000
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.
  1. мухаммад пишет:

    17.05.2015 в 02:42

    Салам алейкум ..статьи о танцах нету у вас братья спорят).что вроде в шафиитском мазхабе можно без музыки танцевать..или стучать лезнинку по столу и танцевать..баракаллаху фикум

    Ответить
    • Sawab пишет:

      20.05.2015 в 23:19

      Ва алейкум ас-салм. Про танцы в статье тоже сказано: “Не принимается свидетельство певца и танцора”. Отдельной статьи про танцы у нас нет, брат. Ва фика барака-Ллах.

  2. диана пишет:

    08.04.2015 в 02:56

    Ассаламу алейкум уважаемый брат или сестра . У меня есть вопрос не знала кому надо обратится. Когда мне было 12 лет у меня умерла мать,по нации она была русской, а отец чеченец ,мама была далеко от религии ислама хотя знала много молитв нас с братом обучала ,когда она умерла ею сестры и мать хотели похоронить ею на русском кладбище ,отец был в коме ,брат по дороге с Москвы летел домой я была вместе с папиными братьями я попросила чтоб её похоронили на мусульманском кладбище .маму похоронили как положено.толька меня беспокоит один вопрос правильно ли я поступила,АЛЛАХ ЕДИН И ТАМ В СУДНЫЙ ДЕНЬ ПРИДЕТСЯ НЕСТИ ЗА ДЕЯНИЯ ОТВЕТ,МОЖНО БЫЛО ТАК ПОСТУПАТЬ ИЛИ НЕТ КАК МНЕ БЫТЬ .АСАЛАМУ алейкум спасибо за то
    Что мы рождены в исламе .

    Ответить
    • Sawab пишет:

      09.04.2015 в 20:49

      Ва алейкум ас-салам, уважаемая сестра. Если вы точно знаете, что она не была мусульманкой, то ее тело необходимо перехоронить в другом месте, если это возможно, поскольку существует консенсус ученых о запрете хоронить вместе мусульман и неверующих.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.