Приветствие посторонних женщин

14.07.2015 | Автор:

Вопрос: Дозволено ли приветствовать посторонних женщин и отвечать на их салям?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых:

Всевышний Аллах приказал распространять приветствие (салям) и обязал отвечать на приветствие. Он сделал приветствие причиной распространения любви среди верующих. Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Когда вас приветствуют, отвечайте еще лучшим приветствием или тем же самым. Воистину, Аллах подсчитывает всякую вещь» (Коран, 4:86).

Абу Хурейры передается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вы не войдёте в Рай, пока не уверуете (в полной мере), а не уверуете вы до тех пор, пока не станете любить друг друга. Так не указать ли мне вам на то, что приведёт вас к взаимной любви, если вы будете делать это? Распространяйте приветствие между собой!». Хадис передал Муслим (54).

В ответе на вопрос под номером (4596) есть подробная статья о важности приветствия и ответа на него.

Во-вторых:

Повеление распространять приветствие относится ко всем верующим – к мужчинам, приветствующим друг друга, женщинам, приветствующим других женщин, и мужчинам, приветствующим своих близких родственников (махрам) женского пола. Каждой из этих групп приказано приветствовать первыми, и они обязаны (ваджиб) отвечать на приветствие.

Однако относительно приветствия мужчиной чужой ему женщины и ответа на ее приветствие есть отдельное положение (хукм). Причиной этого является возможное искушение (фитна).

В-третьих:

Нет проблем в приветствии мужчиной чужой ему женщины преклонного возраста, без рукопожатия. Но не следует приветствовать постороннюю молодую женщину, если нет гарантий, что не появится искушение, на что указывают слова ученых, да помилует их Аллах.

Имама Малика спросили: «Следует ли приветствовать женщин?», на что он ответил: «Я не считаю порицаемым поступком приветствие старой женщины, но мне не нравится, когда приветствуют молодую женщину».

Аз-Заркъани в своих комментариях к «аль-Муваттаъ» (4/358) привел причину нелюбви имама Малика к этому: «Это из-за боязни искушения, которая может возникнуть, когда он услышит ее ответ».

В «аль-Адаб аш-Шар’иййа» (1/375) Ибн Муфлих упомянул, что Ибн Мансур спросил имама Ахмада о приветствии женщины. Тот ответил: «Если она старая, то в этом нет ничего плохого».

Солих (сын имама Ахмада) сказал: «Я спросил отца, нужно ли приветствовать женщину, на что он сказал: “Нет ничего плохого в приветствии старой женщины. Но что касается молодой женщины, то не следует домогаться того, чтобы она заговорила”». То есть, не вынуждать ее заговорить, чтобы ответить на приветствие.

В книге «аль-Азкар» ан-Навави сказал: «Наши товарищи (по мазхабу) сказали: Женщина приветствует женщину, а мужчина мужчину. Что касается женщины, приветствующей мужчину, то если она является его женой, невольницей или близкой родственницей (махрам), то это подобно тому, как если бы к нему обращался мужчина. Каждому из них желательно (мустахаб) приветствовать первым и обязательно (ваджиб) отвечать на приветствие. Если же это посторонняя женщина, то если она обладает красотой, которая может очаровать мужчину, то он не должен приветствовать ее. Если он все же поприветствует, то ей не дозволено отвечать ему, и тем более приветствовать его первой. Если же она поприветствует первой, то она не заслуживает ответа. А если он ответит, то это является порицаемым поступком (макрух).

Если это старая женщина, которая не вызовет у мужчины искушения, то ей дозволено приветствовать его, и мужчина должен ответить на ее приветствие.

Если это группа женщин, то мужчина может поприветствовать их. Или если это большая группа мужчин, то они могут поприветствовать женщину, если нет опасности искушения ни для одной из этих групп или личностей.

Абу Дауд (5204) передал, что Асма, дочь Язида, сказала: “Проходя мимо нас, женщин, Пророк, мир ему и благословение Аллаха, поприветствовал нас”. (Достоверность хадиса подтвердил аль-Албани в «Сахих Аби Дауд»).

Так же сообщается, что Сахль б. Са’д сказал: “У нас была одна знакомая преклонного возраста, которая посылала кого-нибудь в Буда’а (финиковый сад в Медине) за корнями мангольда (подвид свеклы), которые она готовила в кастрюле вместе с молотыми зернами ячменя. Совершив пятничную молитву, мы отправлялись к ней, приветствовали ее, и она угощала нас этой едой”». Хадис передал аль-Бухари (6248). Конец слов ан-Навави.

Аль-Хафиз в «аль-Фатх» относительно дозволенности приветствия мужчинами женщин, и наоборот, сказал: «Это в случае отсутствия возможности искушения».

Со слов аль-Халими передается, что «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был непогрешим и защищен от искушения. Тот, кто уверен в себе, что он не поддастся искушению, может приветствовать женщин. В противном случае, безопаснее промолчать».

Передается, что аль-Мухалляб сказал: «Мужчинам дозволено приветствовать женщин, как и женщинам мужчин, если нет страха искушения».

А Всевышний Аллах знает лучше.

См. книгу «Ахкам аль-‘Авра ва-н-Назар» Муса’ида б. Къасима аль-Фалих.

Islam Q&A, фетва № 39258
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.