Научные мнения о дате рождения и смерти Пророка

24.01.2014 | Автор:

Вопрос: Каковы даты рождения и смерти Посланника, да благословит его Аллах и приветствует? Мне известно множество мнений в этом вопросе, но каково правильное мнение, и есть ли доказательство насчет этого в свете Корана и Сунны?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых:

У биографов и историков нет единого мнения в определении дня и месяца рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Этому есть разумная причина, поскольку не было известно какого статуса достигнет этот новорожденный, который не отличался своим положением от других детей. Поэтому никто не может быть уверенным насчет точной даты рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Доктор Мухаммад Тоййиб ан-Надджар сказал: «Вероятно, причина этого разногласия состоит в том, что когда он родился, никто не знал какого статуса он достигнет, и по этой причине он не был под всеобщим вниманием в начале своей жизни. Когда же Аллах разрешил Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует, призвать людей к Исламу, через 40 лет после его рождения, люди начали искать любые упоминания об этом Пророке – все старое и новое из его истории. В этом им помогали рассказы самого Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, о событиях из жизни с самого его рождения, а так же рассказы его сподвижников или тех, кто участвовал в этих событиях. Тогда мусульмане начали регистрировать все, что они слышали об истории Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы передать это последующим поколениям». «аль-Къавль аль-Мубаййина фи Сира  Саййид аль-Мурсалин» (стр. 78).

Во-вторых:

Существует консенсус насчет года и дня недели рождения Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

1. Это был «год слона». Ибн Къаййим сказал: «Нет разногласия в том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился в Мекке в год слона». «Заад аль-Ма’ад фи Хади Хайр аль-‘Ибад» (1/76).

Мухаммад бин Йусуф ас-Солихьи сказал: «Ибн Исхьакъ, да помилует его Всевышний Аллах, сказал, что это был год слона».

Ибн Касир сказал: «Это известное мнение большинства».

Ибрахим бин аль-Мунзир аль-Хьизами, шейх аль-Бухари, сказал: «Этот факт не вызывает у ученых никакого сомнения.

В дополнение к этому, Халифа бин Хаййат, Ибн аль-Джаззар, Ибн Дахьиййа, Ибн аль-Джавзи и Ибн Къаййим передали консенсус в этом вопросе.

«Субуль аль-Худа вар-Рашад фи Сира Хайр аль-‘Ибад» (1/334-335).

Доктор Акрам Дыйаъ аль-‘Умари сказал: «В действительности другие версии имеют слабые цепочки передатчиков. В этих версиях предполагается, что он родился через десять лет после года слона, через 23 года или 40 лет после этого года, но большинство ученых считают, что это был год слона. Это подтверждают современные исследования, проведенные мусульманскими учеными и востоковедами, которые считают, что год слона соответствует 570 или 571 году по григорианскому календарю». «ас-Сира ан-Набавиййа ас-Сахиха» (1/97).

2. Что касается дня недели, то это был понедельник. В этот день он родился, в этот день началась его пророческая миссия, и в этот день он умер. Да благословит его Аллах и приветствует. Передается, что Абу Къатада аль-Ансари сказал: «Спросили Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о посте в понедельник, на что он ответил: “Это день, в который я родился, и в который началась моя миссия (или было ниспослано Откровение)”». Хадис передал Муслим (1162).

Ибн Касир сказал: «Далек от правды — вернее ошибся — тот, кто сказал, что он родился в пятницу, 17 Раби’ аль-Авваль».

В-третьих:

Предметом разногласий является определение месяца и его дня. Мы наткнулись на множество мнений в этом вопросе:

1. Что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, родился 2 Раби’ аль-Авваль. Ибн Касир сказал: «Сказано, что он родился 2-го числа этого месяца. Это сказал Ибн ‘Абд аль-Барр в “аль-Исти’аб”. Так же это мнение передал аль-Вакъиди от Абу Ма’шара Наджайхьа бин ‘Абдур-Рахьмана аль-Мадани». «ас-Сира ан-Набавиййа» (1/199).

2. Было сказано, что он родился 8-го числа этого месяца. Это передал аль-Хьамайди от Ибн Хьазма, а так же Малик, ‘Акъиль, Йунус бин Йазид и другие от аз-Захри, от Мухаммада бин Джубайра бин Мут’има. Это мнение так же передал Ибн ‘Абд аль-Барр от историков, которые считали это достоверным. В пользу этой версии категорически высказался Хьафиз аль-Кабир Мухаммад бин Муса аль-Хорезми и отдал предпочтение аль-Хьафиз Абу аль-Хаттаб бин Дахьиййа в своей книге «ат-Танвир фи Мавлид аль-Башир ан-Назир». «ас-Сира ан-Набавиййа» (1/199).

3. Было сказано, что он родился 10 Раби’ аль-Авваль. Ибн Касир сказал: «Сказано: 10-го числа этого месяца, о чем передал в своей книге Ибн Дахиййа и Ибн ‘Асакир от Абу Джа’фара аль-Бакъир. Так же это передал Муджалид от аш-Ша’би». «ас-Сира ан-Набавиййа» (1/199).

4. Было сказано, что он родился 12 Раби’ аль-Авваль. Ибн Касир сказал: «Так же сказано, что он родился 12 числа этого месяца. Об этом писал Ибн Исхакъ и передал Ибн Аби Шайба в своем «Мусаннафе» от ‘Аффана, который передал от Са’ида бин Минаа, что Джабир и Ибн ‘Аббас сказали: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, родился в год слона, в понедельник 12-го дня месяца Раби’ аль-Авваль. В этот день началась его Миссия, в этот день он был вознесен на небо, в этот день он совершил хиджру, и в этот день он умер”. Это мнение большинства ученых, а Аллах знает лучше». «ас-Сира ан-Набавиййа» (1/199).

Так же было сказано, что он родился в месяце Рамадан, и в месяце Сафар. Было названо и другое время.

Наиболее сильное мнение о дне рождении Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как нам кажется, это мнение о том, что он родился между 8 и 12 Раби’ аль-Авваль. Согласно расчетам некоторые мусульманских математиков и астрономов понедельник приходится на 9 Раби’ аль-Авваль! Может быть это отдельная версия, и она имеет свое обоснование. Это соответствует 20 апреля 571 года по христианскому летоисчислению, и некоторые современные авторы книг о жизнеописании Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, считали, что это ближе к правде. Среди них – Мухаммад аль-Худари и Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури.

Абу аль-Къасим ас-Сухайли сказал: «Математики говорят: его рождение совпадает с 20 апреля по солнечному календарю». «ар-Равд аль-Унуф» (1/282).

Мухаммад аль-Худари сказал: «Египетский астроном Махмуд Баша аль-Фульки (1815-1885), специалист по астрономии, географии и математике, автор нескольких книг и исследований заявил, что это было утро понедельника 9 Раби’ аль-Авваль, что соответствует 20 апреля 571 года и совпадает с первым годом после событий с участием слона. Он родился в доме Абу Толиба из рода Бану Хашим». «Нур аль-Йакъин фи Сира Саййид аль-Мурсалин» (стр. 9). См так же. «ар-Рикъ аль-Махтум» (стр. 41).

В-четвертых:

Что касается дня смерти нашего пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, то нет разногласий в том, что это бы понедельник. Мнение, переданное от Абу Къутейбы, что это был четверг, является неверным. Возможно, что он имел в виду похороны Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что соответствует действительности.

Что касается года его смерти, то здесь так же нет разногласий в том, что это произошло в 11 году хиджры.

Что касается месяца его смерти, то нет разногласий в том, что это был Раби’ аль-Авваль.

Относительно дня этого месяца мнения ученых разделились:

1. Большинство ученых считает, что это произошло 12 Раби’ аль-Авваль.

2. Аль-Хавазими придерживался мнения, что это был 1 Раби’ аль-Авваль.

3. Ибн аль-Кальби и Абу Махнаф высказали мнение, что  это случилось 2 Раби’ аль-Авваль, к чему склонялся ас-Сухайли и считал более достоверным аль-Хьафиз Ибн Хьаджар.

Наиболее известным является мнение большинства, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, умер  12 Раби’ аль-Авваль в 11 году хиджры.

См. так же «ар-Ровд аль-Унуф» ас-Сухайли (4/439-440), «ас-Сира ан-Набави» Ибн Касира (4/509) и «Фатх аль-Бари» Ибн Хаджара (8/130).

Islam Q&A, фатва № 147601
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.