Вопрос опеки над детьми

01.11.2012 | Автор:

Вопрос: Я знаю, что в случае развода женщина имеет больше прав на опеку над несовершеннолетними детьми, но если она выходит замуж, то отец имеет больше прав. У меня следующий вопрос: если отец не выполняет финансовые обязательства по отношению к своим детям, он все ещё имеет право отнять их у матери? Я говорю о мужчине, который в состоянии обеспечивать детей. Он женился на другой женщине, которая родила ему ребенка, и которого он обеспечивает. Но он не обеспечивает двух своих детей от первого брака и говорит своей первой жене, что если она снова выйдет замуж, то отберет у нее детей. Правильно ли это?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых: Одним из вопросов, насчет которых существует полное согласие среди ученых, это то, что женщина имеет больше прав опеки над ребенком, не достигшим возраста различения (около 6-7 лет). Потому, что ребенок в этой стадии жизни нуждается в нежности и особом уходе, который может дать только женщина. Но это право теряется, если женщина выходит замуж, потому что она будет отвлекаться на своего мужа от заботы о ребенке из-за столкновения интересов ребенка и мужа. Ибн Мунзир – да помилует его Аллах – передал консенсус (иджма’) среди ученых о потери права матери на опеку по причине выхода замуж. См. «ал-Кафи» Ибн Абд ал-Барра (1/296) и «ал-Мугни» (8/194).

На это указывает хадис Абд-Аллаха б. ‘Амр – да будет доволен им Аллах – о том, что одна женщина сказала: «О, посланник Аллаха! Воистину мой живот был сосудом для этого моего сына, моя грудь была его питьём, мои колени его колыбелью, а сейчас его отец развелся со мной, и хочет его у меня отнять». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал ей: «Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж». Передали Ахмад (6707) и Абу Дауд (2276), ал-Албани назвал этот хадис хорошим в «Сахих Аби Дауд», Ибн Касир назвал его достоверным в «Иршад ал-Факъих» (2/250).

Во-вторых: По единогласному мнению ученых материальное обеспечение детей является обязанностью отца, живет ли он со своей женой или состоит в разводе с ней и является ли его жена бедной или богатой. Поэтому, она не обязана расходовать на детей, если у них есть отец.

Если дети находятся под опекой разведенной женщины, то обязанность материального обеспечения детей лежит на их отце, а если она еще и кормит их грудью, то она имеет право требовать оплату за грудное вскармливание ребенка.

Материальное обеспечение детей включает в себя жилье, питание, одежду и образование.… И все, что им необходимо в разумных пределах, учитывая возможности мужа, потому что Всевышний сказал: «Пусть обладающий достатком расходует согласно своему достатку. А тот, кто стеснен в средствах, пусть расходует из того, чем его одарил Аллах. Аллах не возлагает на человека сверх того, что Он даровал ему. После тяготы Аллах создает облегчение» (Коран, 65:7). И это различается в зависимости от стран и людей.

Если муж богат, то он расходует соответственно своему богатству, а если он беден или имеет средний достаток, то он также расходует соответственно своим возможностям. Если родители договорились об определенной сумме, большой или малой, то это их дело. Но если дело доходит до спора, то решение выносит кадий.

Разведенной женщине дозволено требовать от бывшего мужа оплату за грудное вскармливание ребенка, по единогласному мнению ученых.

Ибн Къудама – да помилует его Аллах – сказал: «Ответственность за грудное вскармливание несет только отец ребенка, и он не может заставлять мать кормить ребенка грудью, если она разведена. И мы не знаем разногласий в этом вопросе». Конец цитаты из «ал-Мугни» (11/430).

Он так же сказал: «Если мать ребенка просит обычную оплату за кормление грудью, то она имеет на это больше прав, даже если отец нашел другую кормилицу, бесплатную или нет». «ал-Мугни» (11/431).

Шейх Ислама Ибн Таймия – да помилует его Аллах – сказал: «Что касается оплаты за грудное вскармливание, то она полагается ей по единогласному мнению ученых, как сказал Всевышний: «Если они кормят грудью для вас, то платите им вознаграждение» (Коран, 65:6)». Конец цитаты из «ал-Фатава ал-Кубра» (3/347).

В-третьих: Опека, согласно определению ряда ученых, – это «Забота о том, кто не достиг возраста различения и не может жить самостоятельно, а так же правильное воспитание и защита от всего, что может нанести ему вред». «Равда ат-Талибин» (9/98). Здесь имеется в виду забота о маленьком ребенке и уход за ним. Таким образом, основной целью опеки является защита интересов подопечного. Поэтому, если отец отказывается от выполнения этого обязательства, – которое включает в себя и материальное обеспечение, – по отношению к своему ребенку, то он становится грешником и теряет право на опеку. В «ар-Равд ал-Марби’» (3/251) сказано: «Подопечного не оставляют в руках того, кто не защищает его и не заботится о нем, потому что это противоречит цели опекунства».

Ибн Къудама ал-Макъдиси сказал: «Целью опекунства является преуспевание ребенка, поэтому оно не должна осуществляться таким образом, что может привести к пагубным последствиям для благосостояния ребенка и его религии». «ал-Мугни» (8/190).

Ибн Къайим сказал: «Если мы даем приоритет одному из родителей, то мы обязаны обратить внимание на то, как он заботится о ребенке. Именно поэтому Малик и ал-Лайс сказали: Если мать живет в не безопасном месте или обладает плохим характером, то отец имеет право взять у нее ребенка. Так же Ахмад – да помилует его Аллах, – в известном сообщении от него сказал, что это зависит от способности отца позаботиться о ребенке. Если он относится к этому пренебрежительно или он не способен на это, или обладает скверным нравом, или является аморальным человеком, в отличие от матери ребенка, то, вне всякого сомнения, у матери больше прав на ребенка. Наш Шейх (т.е. Ибн Таймийа) сказал: «Если один из родителей перестает воспитывать ребенка и приучатьк тому, что Аллах вменил ему в обязанность, то он является ослушником без права на опеку. Каждый, кто не выполняет обязанности, связанные с опекой, теряет право быть опекуном. Его лишают права на опекунство и заменяют на того, кто будет выполнять эти обязанности, или назначают того, кто вместе с ним будет выполнять обязанности, так как цель заключается в повиновении Аллаху и Его посланнику в меру своих способностей.… Если отец женится на женщине, которая не заботится о его дочери, а мать может позаботиться о ней лучше, чем вторая жена, то опекунство, безусловно, отдается матери»». «Заад ал-Ма’ад» (5/475-476).

Шейх ‘абд ар-Рахман ас-Са’ди сказал: «Если один из родителей пренебрегает обязанностями, связанными с опекой и заботой о ребенке, то он теряет право на опеку и вместо него должен быть назначен другой». «ал-Фатава ас-Са’ди» (стр. 535).

Исходя из этого, если отец отказывается обеспечивать своих детей, то он теряет право на опеку над ними, даже если причиной отказа является причинение неприятностей матери ребенка. И это указывает на то, что ему нельзя доверять заботу о детях, а мать имеет право требовать через суд алименты для своих детей.

А Аллах знает лучше.

Islam Q&A фатва № 20473
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.