Виды Хадисов

25.05.2011 | Автор:

Мы опираемся в нашей религии в целом, и в вероубеждениях и в шари‘атских решениях в частности, только на хадисы, в достоверности которых нет сомнений, что касается тех хадисов, которые таковыми не являются, то на них не обращают внимания. Поэтому мы хотим предложить уважаемому читателю некоторые сведения о хадисе, который считается приемлемым в качестве доказательства, и о хадисе, который не принимается и не является доказательством.

Что такое хадис?

«Хадисом» называют все то, что нам передано от Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), будь то его слова, его действия, его невысказанное одобрение или описание его нравственных и природных качеств.

Хадис состоит из двух основ:

1.«Санад» — это изложение цепи передатчиков «матна» (то есть самого хадиса). Для примера возьмем слова имама Аль-Бухари в его сборнике достоверных хадисов: нам сообщил Аль- Хумайди ‘Абдуллах бин Аз-Зубайр, он сказал: нам сообщил Суфъян, он сказал: нам сообщил Яхъя бин Са‘ид Аль-Ансáри, он сказал: мне рассказал Мухаммад бин Ибрахим Ат-Тайми, что он слышал ‘Алкама бин Ваккáс Ал-Лайси, когда он говорил, что он слышал как ‘Умар бин Аль- Хаттáб произнес, стоя на минбаре: Посланник Аллаха сказал, далее следуют слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!). Вся цепочка передатчиков самого высказывания Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!) и есть «санад» или, как его еще называют, «иснáд».

Как мы видим, этот санад состоит из двух частей:

Первая часть: люди, передавшие сам хадис.

Вторая часть: это инструмент, который они использовали для передачи хадиса, — слова, описывающие, как осуществлялась передача матна от предыдущего человека к последующему: «нам сообщили», «мне рассказали», «я слышал», «я видел».

2. «Матн» — это тот текст, к которому приводит санад, то есть это слова Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), до которых прослеживается цепочка передатчиков хадиса. Для примера возьмем следующее: Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал: «Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям». Эти слова Пророка и есть матн. Ученые в области хадисов разделили их на два вида:

Первый вид: «макбýль», то есть приемлемый.

Второй вид: «мардýд», то есть отвергнутый

► «Макбýль» — это тот хадис, отношение которого к Пророку установлено, т. е. достоверно известно, что Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует!) сказал, сделал или одобрил что-то, или достоверно известно, что те или иные нравственные и природные качества принадлежат ему. Такой хадис является доказательством во всех вопросах шари‘ата. «Хадисы макбýль» делятся на две группы:

1. «Сахих» — языковое значение этого слова: подлинный, правильный, здоровый; в науке о хадисах словом «сахих» называют «хадис, переданный с абсолютной точностью честным рассказчиком, использовавшим непрерывный санад, в котором нет дефектов и отклонений». Из определения этого хадиса мы видим условия, при наличии которых хадис является сахих:

— честность: это качество приписывается тому рассказчику, который является разумным, совершеннолетним мусульманином, честным и добросовестным в религии. Это подразумевает, что он сторонится тяжких грехов, и, в большинстве случаев, избегает ошибок.

— совершенная точность: если пересказчик знает наизусть текст хадиса и при этом ему не свойственны невнимательность, фантазирование, множество ошибок и забывчивость. Такой человек рассказывает хадис в точности, как он его слышал.

— непрерывность санада: каждый рассказчик из цепочки передатчиков хадиса должен сам услышать его текст от предыдущего рассказчика.

— отсутствие дефекта: дефект — это скрытая причина, умаляющая степень хадиса, которую могут постичь только опытные, профессиональные ученые, занимающиеся изучением хадисов, к таким относятся Аль-Бухáри, Муслим, Ахмад бин Ханбаль и другие.

— отсутствие отклонений: отклонение — особая, наиболее скрытая причина, умаляющая степень хадисов. Оно проявляется в противоречии двух авторитетов, заслуживающих доверия, при котором хадис более авторитетного из них ставится выше и считается более предпочтительным.

2. «Хасан» — языковое значение этого слова: «хороший». Эти хадисы делятся на две группы:

— «хадис хасан ли зáтихи» — хороший сам по себе; он имеет такое же определение и такие же условия как и «хадис сахих», за исключением того, что рассказчик «хадиса хасан ли зáти хи» не отличается совершенной точностью, хотя точность и является одним из условий этих хадисов. Такой хадис передается с незначительными изменениями.

— «хасан ли ’гойрихи» — ставший хорошим из-за другого хадиса; это слабый хадис, слабость которого незначительна, который становится хорошим по той причине, что другие рассказчики передают другой, такой же незначительно слабый хадис. Поскольку каждый хадис этой группы укрепляется и поднимается в ранге за счет другого, то его так и назвали: хороший из-за другого. Он также является доказательством в шари‘ате.

► «Мардýд»

Сюда входят все виды слабых хадисов.

«Слабый хадис» — это тот хадис, который не отвечает всем требованиям хадиса сахих и хадиса хасан, такой хадис может иметь обрыв в санаде, то есть разрыв в цепи передатчиков; может иметь в своем санаде фáсика (того, кто отступает от заповедей шари‘ата) или мубтади‘а (того, кто вводит в Ислам новшества), призывающего к нововведениям, или лжеца, или рассказчика с плохой памятью, или крайней невнимательностью, или чрезмерной склонностью к ошибкам; или может иметь причину, которую обнаружил ученый специалист в области хадисов и которая негативно сказалась на степени хадиса. Все вышесказанное делает хадис непригодным для использования ни в качестве доказательства, ни в качестве образца для подражания. Слабые хадисы делятся на много групп, из которых мы рассмотрим только следующие:

— «да’úф ди’афан ясúран» — незначительно слабый хадис, такой хадис, если прибавить к нему такой же, как он сам, становится «хорошим из-за другого».

— «да’úф ди’афан шадúдан — очень слабый хадис, такой хадис не признается, не годится как доказательство и непригоден к тому, чтобы его подкрепил другой хадис.

— «мавдý’а» (сочиненный, сфабрикованный) — это ложь, возведенная на Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует!), и такое сообщение является наихудшим из всех видов слабых хадисов.

Хвала Аллаха Господу миров и да благословит и приветствует Он Пророка!

Комментарий к Лум‘атуль-И‘тикáд аль-Хáди илá сабили-р-Рашáд
Шейх Мухаммад бин Сáлих бин Мухаммад аль-‘Усеймúн ат-Тамúми

Перевел Евлоев М.Ж.
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.
  1. хасан пишет:

    25.02.2015 в 04:48

    Ассалом алейкум братья ,
    У меня такой вопрос есть
    В судный день есть допрос с животных ?

    Спасибо за внимание !!!!

    Ответить
    • ابو عبد الله пишет:

      01.03.2015 в 04:01

      Ва 1алайкумуссалям!
      Спрос только с тех, на кого пали какие либо обязательства со стороны Законодателя!
      Аллах1у а1лям.

  2. закир пишет:

    24.06.2014 в 10:04

    Хвала Аллаха Господу миров и да благословит и приветствует Он Пророка!

    Ответить

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.