Празднование Дня всех влюбленных

13.02.2013 | Автор:

День "Святого Валентина"Каково религиозно-правовое решение о праздновании Дня всех влюбленных?

Во-первых. День всех влюбленных – это древнеримский дохристианский праздник. Римляне продолжили праздновать его даже после принятия христианства. В этот период праздник связали с именем священника Валентина, которого приговорили к смерти и казнили 14 февраля 270 года н. э. И до сих пор неверующие празднуют этот день, распространяя распутство и порицаемое.

Во-вторых. Мусульманину запрещено праздновать немусульманские праздники. Так как праздник – это часть Шариата, который строго ограничен шариатскими текстами.

Шейху-ль-ислам Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Праздники – это часть Шариата, религиозного пути и религиозных обрядов, о которых Всевышний сказал: «Каждому из вас мы установили [различные] законы и путь» (сура „аль-Маида“, аят 48), а также сказал: «Для каждой общины Мы установили обряды» (сура „аль-Хадж“, аят 67), подобно направлению во время молитвы, молитве и посту. Нет различия между участием в праздновании их праздников и участием в совершении остальных их религиозных деяний. Согласие со всеми праздниками является согласием с неверием, а согласие с некоторыми – согласием с некоторыми проявлениями неверия. Более того, праздники – это особенные отличительные признаки религий. Согласие с этими праздниками есть согласие с наиболее важными признаками религии и максимально явными религиозными обрядами. И, несомненно, согласие с этим может закончиться неверием.

Начало же этого, самое меньшее – это грех. На это указал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «У каждого народа есть праздник, а это наш праздник».

Участие в их праздниках сквернее, чем уподобление им в ношении одежды, которая присуща только им. Так как эти отличительные особенности не связаны с религией, и цель отличия в одежде – это выражение различия между мусульманином и неверующим. А что же касается праздников и действий, связанными с ними, то они являются частью религии, последователей которой и ее саму проклял Аллах. Поэтому, согласие с этим праздником – это согласие с тем, что является причиной гнева Аллаха и Его наказания» (Иктида ас-сырат аль-мустакым, 1/207).

Он, да помилует его Аллах, также сказал: «Мусульманину запрещено уподобляться им в праздниках и в том, что связано с этим: в пище, в одежде, в совершении омовения, в разжигании огня, запрещено изменять обычные привычки, поклонение и другое. Не дозволено созывать людей на пир, дарить подарки, торговать предметами, которые они используют в и ради праздника; как не дозволено разрешать детям играть в их праздничные игры и украшаться.

В общем, не дозволено делать в эти дни что-то, что специально в дни своего праздника совершают неверующие. Этот день у мусульман должен быть обычным днем и не выделяться каким-либо особенным делом, присущим неверующим в этот день» (Маджму‘ аль-фатауа, 25/329).

Аз-Захаби, да помилует его Аллах, сказал: «У христиан есть праздники, и у иудеев есть праздники, которые присущи только им. Мусульманин не участвует в праздновании их так же, как не участвует в исполнении их религиозных канонов и не молится в ту же сторону, что и они» (Ташаббух аль-хасис би ахли-ль-хамис, 4/193).

Хадис, на который указал Ибн Теймийа, передали аль-Бухари (952) и Муслим (892) от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах: «Ко мне вошел Абу Бакр в то время, как у меня были две девушки из ансаров. Они пели песни, которые пели ансары в день Бугаса. Они не были певицами. Абу Бакр же воскликнул: „Свирели Шайтана в доме посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует!“ А это было в день праздника. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Воистину, у каждого народа есть свой праздник. А это – наш праздник“».

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, а у жителей Медины было два дня веселья и развлечений. Тогда посланник Аллаха спросил: „Каковы эти дни?“ Они ответили: „Во времена невежества мы развлекались и играли в эти дни“. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Воистину, Аллах заменил вам эти дни тем, что лучше: Днем Жертвоприношения и Днем Разговения“» (Абу Дауд, 1134; аль-Албани в «Сахих Аби Дауд» сказал, что хадис достоверен).

Всё это указывает, что праздник – есть отличительная особенность, присущая каждой общине, каждому народу, и на то, что праздновать праздники неверующих и многобожников запрещено.

Ученые выносили фетвы о запрете празднования Дня всех влюбленных. Среди этих фетв следующие:

1. Шейха Ибн ‘Усеймина, да помилует его Аллах, спросили: «В последнее время распространился обычай праздновать День всех влюбленных, особенно среди студенток. Этот праздник является праздником христиан. В этот день носят одежду и обувь красного цвета и обмениваются красными цветами. Мы надеемся на Ваше богословское заключение о праздновании подобного праздника. Какой бы совет Вы дали мусульманам по подобным поводам?».

Он ответил: «Празднование Дня всех влюбленных запрещено по нескольким причинам.

1. Первая причина в том, что этот праздник является нововведением, и ему нет основы в Шариате.

2. Вторая: он призывает к влюбленности и страсти.

3. Третья: он занимает сердце человека подобными бессмысленными делами, которые противоречат пути праведных предшественников, да будет доволен ими Аллах.

Запрещено в эти дни совершать обряды или следовать традициям, связанным с этим праздником: в еде, в напитках, в одежде, в подарках и др.

Мусульманин должен гордиться своей религией, и не быть приспособленцем, который следует за каждым крикуном. Прошу Всевышнего Аллаха уберечь мусульман от каждой явного и скрытого искушения (фитны) и вести прямым путем» (Маджму‘ фатауа аш-шейх Ибн ‘Усеймин, 16/199).

2. Постоянный комитет по выдаче фетв был спрошен: «Некоторые люди стали праздновать 14 февраля каждого года День всех влюбленных или День Валентина. Они дарят друг другу красные розы, надевают красные одежды, поздравляют друг друга. Некоторые кондитерские готовят в этот день красные сладости, рисуя сердечки, а некоторые магазины рекламируют товары, связанные с этим днем. Что вы скажете о праздновании этого дня, о покупке товаров из магазинов в этот день и о продаже сотрудниками магазинов, которые не празднуют этот день, товаров, которые будут служить подарком в этот праздник?»

Комитет ответил: «Ясные доказательства из Корана и Сунны, а также единодушное мнение праведных предшественников этой общины (иджма‘) указывают, что в Исламе есть только два праздника: День Разговения и День Жертвоприношения. Все другие праздники, кроме этих двух: связанные с какой-либо личностью, группой, событием, смыслом являются нововведением.

Мусульманину не дозволено праздновать их, соглашаться с ними, выражать радость по случаю их, помогать и содействовать в них. Так как всё это является нарушением границ Аллаха. А тот, кто преступает ограничения Аллаха, поступает во вред самому себе. Если к тому, что праздник сам по себе является изобретенным (людьми), прибавить то, что он – немусульманский, это уже будет двойным грехом. Так как в этом еще и уподобление неверующим, проявлением любви к ним. Всевышний Аллах в Священной Книге запретил верующим уподобляться им и брать их близкими друзьями. Также передаются слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: „Тот, кто уподобился какому-либо народу, стал одним из них“.

День всех влюбленных относится ко всем эти категориям. Он является языческим христианским праздником. Мусульманину, верующему в Аллаха и в Последний День, не пристало праздновать его, соглашаться и поздравлять с ним. Он должен оставить этот праздник и отдалится от этого, следуя приказу Аллаха и посланника Его. Отдалится от гнева Аллаха и Его наказания. Мусульманину запрещено оказывать содействие в этот или другой запретный праздник каким бы то ни было образом: в пище, напитках, продаже, покупке, поделке, подарке, письме, объявлении и др. Так как всё перечисленное является помощью в совершении греха, в ослушании Аллаха и Его посланника. А Великий и Всемогущий Аллах говорит:

«Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах суров в наказании» (сура „аль-Маида“, аят 2).

Мусульманин должен крепко держаться Книги Аллаха и Сунны Пророка во всех своих делах, а особенно во времена искушений и широкого распространения нравственной испорченности. Он должен остерегаться заблуждений иудеев, христиан и нечестивых людей, которые не чтят величия Аллаха и не уважают Ислам. Мусульманин должен обращаться к Аллаху с просьбой о прямом пути и укреплении его на этой стезе. Воистину, прямым путем ведет только Аллах, и укрепляет на этом пути только Он. Просим Аллаха о помощи, да благословит Аллах и приветствует пророка нашего Мухаммада, его род и всех его сподвижников».

3. Шейха Ибн Джибрина, да помилует его Аллах, спросили: «Среди наших девушек и парней распространился обычай справлять День всех влюбленных, или День Валентина. Валентин – это имя священника, который почитаем христианами. Они празднуют этот день ежегодно 14 февраля. В этот день обмениваются подарками, красными цветами, носят красную одежду. Каково религиозно-правовое решение о праздновании этого дня и обмене подарками?»

Он ответил: «Во-первых. Запрещается праздновать подобные праздники. Они являются нововведениями, которые не имеют основы в Шариате. Они имеют отношение к хадису от ‘Аиши, да будет доволен её Аллах, о том, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если кто-нибудь внесёт в это наше дело нечто новоe и не имеющее к нему отношения, это будет отвергнуто“.

Во-вторых. В этом есть уподобление неверующим в их религии: следование им в возвеличивании того, что они считают великим, почитание их праздников и памятных дат. Сказано в хадисе: „Тот, кто уподобился какому-либо народу, стал одним из них“.

В-третьих. Из-за этого празднования совершаются и другие запретные и пагубные поступки: развлечения, игры, музыка, свирель, высокомерие, надменность, снятие покрывала женщиной и выставление своей красоты напоказ, смешение между мужчинами и женщинами или появление женщин перед немахрамами и т.п., совершаются непристойности и действия, предшествующие этому. Оправданием этим действиям не может служить желание развлечься и, как они говорят, предосторожность в праздновании. Это неверно. Человек, который искренен с собой, должен отдалиться от совершения грехов и путей, ведущих к ним».

Он, да помилует его Аллах, также сказал: «Поэтому, запрещено торговать подарками и цветами, если станет известно, что покупатель празднует эти праздники и подарит их в это время, или почитает эти дни, дабы продавец не был соучастником в совершении этого нововведения. А Аллах знает лучше».

Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фатва № 73007
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.