Празднование нового года

30.12.2012 | Автор:

Первое. Для каждого мусульманина абсолютно известно, что Аллах сделал совершенной Свою религию и довёл до конца Своё послание. Всевышний сказал: «Сегодня Я сделал совершенной для вас вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас Ислам в качестве религии» (5. Аль-Маида: 3).

Также известно, что в данное время не существует никакой истинной религии, кроме Ислама, с которым Аллах отправил к нам пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Господь, Велик Он и Славен, сказал об этом: «Воистину, религией у Аллаха является Ислам. Те, кому было даровано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Если кто не уверовал в знамения Аллаха, то ведь Аллах скор на расчет» (3. Алю Имран: 19).

«От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон» (3. Алю Имран: 85).

Имам ибн Джарир ат-Табари сказал: «Аллах (Велик Он и Славен) говорит, что если кто-либо будет искать иную религию помимо Ислама, чтобы исповедовать её, то Он никогда не примет от этого человека, «и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон». В некоторых источниках говорится, что когда был ниспослан этот аят, то представители других религий заявили, что они и есть настоящие мусульмане (покорные). Тогда Аллах велел им совершать хадж, если они говорят правду, потому что хадж – это один из символов Ислама (Покорности), но они не стали этого делать, и таким образом Аллах развеял их притязания». Тафсир ат-Табари (3/241)!

Аль-Хафиз ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал:  «Воистину, религией у Аллаха является Ислам», этими словами Всевышний оповещает нас, что у Него нет никакой религии, которую он принял бы от людей, кроме Ислама. Эта религия заключается в следовании пророкам во всём том, с чем Он послал их во все времена, вплоть до того, как пророчество было завершено на Мухаммаде (мир ему и благословение Аллаха). И были закрыты все пути к Аллаху, кроме пути Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Кто предстанет перед Аллахом после того, как Мухаммад уже был послан людям, и будет исповедовать какую-то религию, не основанную на его Шариате, то эта религия не будет принята от него. Как сказал Всевышний: «От того, кто ищет иную религию помимо Ислама, это никогда не будет принято». Тафсир ибн Касира (2/19)

Ибн аль-Каййим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Ислам – это религия обитателей небес, религия сторонников Единобожия на земле. Аллах не принимает ни от кого никакой религии, кроме Ислама. На земле есть шесть религий, одна из них посвящена Милостивому Аллаху, а пять других – сатане. Религия Милостивого – это Ислам (Покорность), а религии сатаны – это иудаизм, христианство, зороастризм, сабианство и религия идолопоклонников». См.: «Мадариджу ас-саликин».

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) объяснил смысл Ислама полностью и подробно. Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «В один из дней пророк (мир ему и благословение Аллаха) вышел к людям, к нему подошёл один человек и спросил: «Что такое Иман (Вера)?» Пророк ответил: «Иман значит то, что ты должен верить в Аллаха, в Его ангелов, во встречу с Ним, в Его посланников и верить в Воскрешение». Человек спросил: «А что такое Ислам (Покорность)?» Пророк ответил ему: «Ислам значит то, что ты должен поклоняться Аллаху и не придавать Ему никого в сотоварищи, соблюдать молитву, выплачивать обязательный закят и поститься в Рамадан». Человек спросил: «А что такое Ихсан (Благодетельность)?» Пророк сказал: «Ихсан значит то, что тебе следует поклоняться Аллаху так, словно ты Его  видишь, ведь, несмотря на то, что ты Его не видишь, Он все равно тебя видит». Человек спросил: «Когда настанет Конец Света?» Пророк ответил: «Спрашиваемый знает об этом не больше спрашивающего, но я сообщу тебе о его знамениях: рабыня родит своего господина, а пастухи молодых верблюдов будут строить высотные здания. Это знание входит в число пяти вещей, о которых знает только Аллах». Затем пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочитал: «Воистину, только Аллах обладает знанием о Конце Света» (31.Лукман: 34). Когда этот человек ушёл, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Верните его», однако сподвижники уже не видели его. Тогда он сказал: «Это был Джибриль, он пришёл, чтобы научить людей их религии».  Хадис передал аль-Бухари (50).

От ибн Умара сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ислам построен на пяти вещах: 1) Свидетельство, что нет истинного божества, кроме Аллаха и что Мухаммад Его раб и Его посланник, 2) соблюдение молитвы, 3) выплата закята, 4) паломничество к Дому Аллаха (Каабе) и 5) пост в Рамадане».  Хадис передали аль-Бухари (8) и Муслим (79).

Всё вышесказанное касается всех людей и народов, как людей Писания  так и всех остальных. Поэтому те, кто не уверовал  в пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и не последовал за ним, войдут в число тех, о ком Аллах сказал в следующем аяте Священного Корана:

«Воистину, неуверовавшие люди Писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из творений» (98. Аль-Баййина: 5).

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей Руке душа Мухаммада, если хоть кто-то из людей, иудей или христианин услышит обо мне, затем умрёт не уверовав в то, с чем я был послан, то он непременно станет обитателем Ада».  Хадис привёл Муслим (341).

Второе. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) предупредил нас, что некоторые люди из его общины станут подражать и уподобляться иудеям и христианам в делах религии. Сообщается со слов Абу Саида аль-Худри, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы непременно последуете путями тех, кто был до вас, пядь за пядью, локоть за локтем, и даже если они залезут в нору ящерицы, то и вы залезете туда же». Мы спросили: «О посланник Аллаха, ты говоришь об иудеях и христианах?», – пророк ответил: «А о ком же ещё?!»  Хадис привели аль-Бухари (3381) и Муслим (6732).

В другом подобном хадисе говорится: «…И даже если кто-то из них будет иметь близость со своей женщиной прямо на дороге, то и вы станете делать это».

Ибн Таймийя сказал: «Это сказано как повествование о том, что произойдёт в будущем и порицание тех, кто совершает это. Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщал нам о том, что будут делать люди перед Концом Света, о его знамениях и грехах, которые распространятся среди них». См.: «Файд аль-Кадир» (5/262).

Имам ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Когда идёт речь о пядях, локтях и норе ящерицы, то имеется в виду чрезмерное уподобление и согласие с ними в совершении грехов и преступлений… В этом хадисе содержится явное чудо посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), ведь всё произошло так, как он предсказал». Толкование к ас-Сахиху Муслима (6/189) и «ат-Тухфат аль-ахвази» (6/342).

Ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Смысл  передачи нам знания о том, что мусульмане начнут говорить и делать запретные дела, сходные с делами, которые делали люди Писания до нас, заключается в том, что Аллах и Его посланник запрещают нам подражать им в словах и делах. Это запрещено даже в том случае, если намерения верующего будут благими. Тем не менее, он все равно называется подражающим, и внешне его дела идентичны их делам». «Аль-Бидаятва ан-нихая» (2/142).

Аль-Мунави (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Это одно из его (пророка) чудес. В действительности многие люди из его общины последовали за обычаями персов в их повадках, средствах передвижения, в их одежде, в военных девизах и прочих вещах. Также они последовали за обладателями Писания и стали, как они, украшать места поклонения, возвеличивать могилы. Уподобление стало столь сильным, что некоторые почти поклоняются им. Кроме того, они начали брать взятки, подвергать предписанным наказаниям бедных, оставляя сильных и влиятельных, и взяли обычай не работать в пятницу». «Файд аль-Кадир» (5/262).

Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «В хадисе, который аш-Шафии предал со слов Абдуллы ибн Амра, говорится: «Вы непременно возьметесь за  все обычаи тех, кто был до вас, как за сладостные, так и за горькие». В наше время подражание неверующим приняло огромные масштабы, причиной этому стало то, что многие мусульмане обольстились научным прогрессом, который имеет место сегодня на Западе. Также распространению пропаганды западного образа жизни способствует легкость средств связи. Сегодня любую информацию можно легко передавать с самого дальнего запада во все мусульманские страны за считанные секунды. Это делается посредством видео- и радио-вещания, через средства массовой информации и интернет. Мир сегодня стал подобен единому дому, и даже любой карнавал, проходящий в каком-то из городов мира, мусульманин может смотреть в ту же секунду у себя дома. Также и перемещение стало сверхдоступным, человек может переезжать из города в город за очень короткое время. Правду сказал посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):

«Горе арабам от зла, которое уже близко, я вижу смуты, подобные кускам темной ночи. Утром человек будет верующим, а к вечеру станет неверным. Некоторые люди продадут свою религию за ничтожную часть этого мира. Те, кто будут держаться за свою религию в тот день, будут подобны человеку, держащему в руке раскалённый уголь».

После того как аль-Хасан рассказал этот хадис, сказал: «И клянусь Аллахом, мы видели таких людей, они есть облики без разума, тела без рассудка, они подстилка для Ада, сравнить их можно только с мухами, алчно поглощающими свою «пищу»… Они уходят с двумя дирхемами и возвращаются с двумя дирхемами и продают свою религию за цену козлёнка». От аль-Хасана аль-Басри  эти слова передали Ахмад (18060) и аль-Хаким (6317).

Третье. Мы должны знать, что праздники в Исламе считаются одним из видов поклонения, посредством которого мы приближаемся к Всевышнему Аллаху. Широко известно, что у мусульман только три праздника, и четвёртого нет. Праздник Пятницы (Ид аль-Джумуа), праздник Разговения (Ид аль-Фитр) и праздник Жертвоприношения (Ид аль-Адха). Сообщается, что Абу Хурайра сказал: «Я слышал как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил:

«Воистину, день пятницы – это день праздника, не делайте же день вашего праздника днём поста, если только вы не поститесь за день до него или на следующий день после него» . Передали Ахмад (7983), ибн Абу Асым в книге «аль-Ахадува аль-Масани» (2512) и ибн Хузейма (2155). Аль-Хаким назвал этот хадис достоверным (1630).

Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, у её жителей были два дня, в которые они проводили игры. Он спросил: «Что это за два дня?» Они ответили: «В эти два дня мы проводили игры во времена джахилии ». Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Воистину, Аллах заменил вам эти два праздника на другие, которые лучше них – это день аль-Адха (Жертовприношение) и день аль-Фитр (Разговение)».  Хадис передали: Ахмад (11750), Абу Дауд (1135) и аль-Хаким (1124), который сказал: «Хадис достоверный, соответствует условиям Муслима, но он его не привёл». Аль-Хафиз ибн Хаджар  сказал: «Этот хадис привели Абу Дауд и ан-Насаи с достоверным иснадом». (См.: «аль-Булуг», 93; «Фатх аль-Бари» 3/113).

Аль-Маджд ибн  Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Этот хадис указывает на запретность уподобления им (неверным) в их праздниках, потому что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не разрешил им праздновать джахилийские праздники и не позволил им проводить игры, которые были одним из их обычаев. Он сказал: «…заменил вам…», а замена обозначает оставление заменённого объекта. Вещь, на которую заменили, и вещь, которая была заменена, никогда не стоят в одном месте, ведь слово «замена» используется только тогда, когда две вещи не соединяются». См.: «Файд аль-Кадир» (4/511).

Четвёртое. Мы должны знать, что противоречить и поступать наперекор многобожникам и обладателям Писания является обязанностью мусульман и одним из велений нашего Шариата. Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллахa (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Закрашивайте седину и не уподобляйтесь иудеям и христианам».  Хадис передали: Ахмад (8611), Абу Яаля (5981), ат-Тирмизи (1753), он также сказал: «Хадис хороший достоверный (хасансахих)». Ибн Хиббан назвал этот хадис достоверным (5376).

Сообщается от ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поступайте вопреки многобожникам: укорачивайте усы и отращивайте бороды». Хадис передал Муслим (555).

Сообщается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Подстригайте усы и отпускайте бороды, противореча зороастрийцам». Хадис передал Муслим (556).

Аль-Хафиз ибн Хаджар аль-Аскаляни (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) любил поступать в согласии с людьми Писания в тех делах, относительно которых ему не было дано никакого веления, и в особенности, если в этом заключалось противоречие идолопоклонникам. Когда же Мекка была освобождена и прославилось дело Ислама, то он стал противоречить также и обладателям Писания, как об этом говорится в достоверных хадисах». См.: «Фат аль-Бари» (4/771) и «Тухфат аль-Ахвази» (3/397).

Ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Книга Аллаха, Сунна посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и путь праведных халифов  – всё это указывает на необходимость противоречия неверным и недопустимость уподобления им, и в этом едины все учёные».  «Аль-Фатава» (25/327).

Что касается людей, которые подражают неверным в проведении их праздников и в других вещах, то они находятся в большой опасности. Сообщается от ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Кто уподобляется какому-то народу, тот становится одним из них». Хадис передали: Ахмад (5106), Абу Дауд (3040), ибн Хиббан назвал его достоверным.

Ибн аль-Каййим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Секрет в том, что подражание во внешних проявлениях прокладывает путь к согласию с ними в намерениях и делах». См.: «Иглям аль-муваккыин» (2/107).

Также он сказал: «Он запретил уподобление обладателям Писания и другим неверным во многих вещах, потому что внешняя схожесть ведёт к внутреннему согласию с ними. Если сходятся пути, то сходятся и сердца».  См.: «Игасат аль-ляхфан».

Ас-Сан`ани (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Хадис указывает, что тот, кто уподобляется нечестивцам, является одним из них. Также и тот, кто подражает неверным и приверженцам религиозных нововведений  в том, что является их особенностью (в виде одежды, в снаряжении для лошадей, манере поведения и т.д.). Учёные сказали: «Если человек стал подражать неверным в одежде с намерением стать таким же, как и они, то тем самым он совершает неверие (куфр)». Если же он делает это без намерения, то относительно него есть разногласие среди факихов , некоторые из них сказали: «Он (все равно) совершает этим неверие (куфр) в соответствии с явным смыслом хадиса», другие сказали: «Он не становится неверным, однако его следует воспитать». «Субулю ас-салям» (2018).

Ибн Таймийя (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «И если тут говорилось о подражании им в обычных делах, то что можно сказать, когда речь уже идёт о подражании им в более важных вещах?! Подавляющее большинство имамов считали крайне нежелательным (макрух) кушать мясо животного, которое было зарезано для их праздников и жертвоприношений. Они причисляли это к мясу животных, при заклании которых не было упомянуто имя Аллаха, или к идоложертвенному мясу. Некоторые сказали, что просто нежелательно (карахатат-танзих), а некоторые сказали, что это нежелательно настолько, что граничит с запретным (карахатат-тахрим).  Также они запретили помогать им в проведении их праздников, дарить подарки и оказывать торговые услуги. Они сказали: «Не дозволено мусульманам продавать христианам то, что будет использоваться на их праздниках: ни мяса, ни еды, ни одежды, ни давать им напрокат животных, ни вообще помогать им чем-либо в их религии, потому что это будет возвеличиванием их многобожия (ширк) и помощью в неверии (куфр)». «Аль-Фатава» (25/ 332).

Ибн Касир (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Нельзя мусульманину уподобляться неверным ни в праздниках, ни в сезонных торжествах, ни в обрядах поклонения. Причина в том, что Аллах почтил эту общину Печатью пророков, он установил для нас великую правильную всеохватывающую совершенную религию. И если бы Муса ибн Имран, которому был ниспослан Таурат (Тора) и Иса ибн Марьям, которому был дан Инджиль (Евангелие) были живы, то никому нельзя было бы следовать за ними. Если бы они и все остальные пророки жили бы сейчас среди нас, то никому из них не было бы позволено следовать каким-то иным путём, помимо пути этого пречистого великого и почтенного Шариата. И если Великий Аллах почтил нас и сделал нас последователями Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), то как мы можем уподобляться людям, которые с давних времён впали в заблуждение и вводят в заблуждение других? Они сошли с прямого пути, изменили свою религию, исказили и перетолковали её настолько, что она совершенно непохожа на то, что им было дано вначале. А затем их закон был отменён полностью, придерживаться отменённого стало запрещено, Аллах не принимает из него ни большого, ни малого. Нет никакой разницы между отмененным законом и между тем, что вообще никогда не было законом. Аллах ведёт к прямому пути тех, кого пожелает». «Аль-Бидаятува ан-нихая» (2/142).

Пятое. Наша обязанность в свете всего сказанного:

1. День наступления нового года и ночь на новый год мы должны провести как обычный день, полностью игнорируя этот праздник и не проявляя никаких признаков празднования.

2. Каждый из нас должен быть внимателен к тому, где находятся и чем занимаются его домочадцы, и в особенности дети, дабы они не впали в это заблуждение. К этому их могут побудить друзья, телеканалы, желание быть похожими на других или просто юношеское любопытство. Сообщается со слов ибн Умара, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Каждый из вас пастух, и каждый из вас будет спрошен за свою паству. Правитель – пастух для людей и он будет спрошен за свою паству. Мужчина – пастух для своих домочадцев, и он будет спрошен за них. Женщина – пастушка в доме своего мужа и для его детей, и она будет спрошена за них. Раб – пастух над имуществом своего хозяина, и он будет спрошен за него. Разве не каждый из вас пастух?! Каждый из вас будет спрошен за свою паству».  Хадис передали: аль-Бухари (882) и Муслим (4680).

Аль-Мунауи сказал: «То есть, каждому из вас надлежит соблюдать то, что от него требуется. Он должен быть справедливым, если он стоит над людьми, и не предавать, если он находится под чьим-то правлением. Каждый пастух ответственен за свою паству в День Суда. Каждый, кто имеет власть над кем-то, обязан соблюдать справедливость, заботиться об интересах подчинённых как в делах религии, так и в мирских делах, а также во всем, что касается этого. Кто преданно заботится о своей пастве, тот получит полную и совершенную награду от Аллаха, но если он не будет так поступать, то каждый член его паствы и каждый подданный потребует у него свои права в Следующем Мире». См.: «Файд аль-Кадир» (5/38).

3. Мы не должны обмениваться поздравлениями и подарками по поводу этого праздника ни с мусульманами, ни с другими людьми, которые празднуют его. В особенности это касается ночи так называемого «рождества Христова». Ибн аль-Каййим (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Что касается поздравлений с праздниками неверия (куфра), то это является запретным (харам) по единогласному мнению всех учёных. К запретным делам относится, например, поздравление с их праздниками, с их постами, также запрещено говорить слова наподобие: «благословен ваш праздник», «поздравляем вас» и т.п. Если даже человек, сказавший эти слова, избежит неверия (куфра), то (как минимум) он совершает запретное (харам). Поздравление с кяфирскими праздниками равносильно поздравлению человека с тем, что он кланяется кресту, это даже грешнее и больше гневит Аллаха, чем поздравление пьяницы с распитием спиртного, поздравление убийцы с убийством и прелюбодея с совершением прелюбодеяния. Многие люди, которые не ценят свою религию, впадают в этот грех, не осознавая всей мерзости того, что они творят, ведь кто поздравит человека с грехом, бидаатом или неверием, тот подвергает себя Гневу Аллаха. Богобоязненные люди из числа обладателей знания остерегались поздравлять несправедливых людей с получением полномочий и повышением, поздравлять невежд с получением должности судьи, преподавателя или муфтия. Учёные боялись своими поздравлениями прогневить Аллаха, отдалиться от Него. Если же кто-то из них был вынужден делать нечто подобное, то он шёл на это, чтобы уберечь себя от зла, исходящего от этих людей. Если учёный вынужденно приходил к этим тиранам, то не говорил ничего, кроме блага, он обращался с молитвой к Аллаху, чтобы Он дал им сопутствие, наставил их на прямой путь. Если дело обстоит так, то в этом нет ничего страшного». См.: «Ахкам ахль аз-зимма» (1/441).

4. Не разрешается назначать выходные на эти дни, ни для работы, ни для учёбы, ни официальным организациям, ни частным лицам.

5. Мусульмане не должны звонить на разные телепередачи и радиопередачи для того, чтобы дарить песни друзьям, поздравлять своих близких и для других подобных целей. Связываться с ними можно только с намерением сделать им порицание, как говорится в хадисе, который передаётся отАбу Саида аль-Худри, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто увидит порицаемое, пусть исправит его своей рукой, а если не может, то языком, если не может и этого, то своим сердцем, и это – самая слабая степень Имана (Веры)».  Хадис привёл Муслим (140).

6. Мусульманам, которые ведут торговлю, следует бояться Всевышнего Аллаха и не продавать ничего, что могло бы помочь другим в проведении этого языческого праздника. Ибн аль-Хадж (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «Не дозволено мусульманину продавать христианам то, что будет использоваться на их праздниках: ни мяса, ни еды, ни одежды, ни давать им напрокат животных, потому что это будет помощью им в неверии (куфр) и помощью им против наших правителей, которые запретили мусульманам делать это». См.: «Фатава», ибн Хаджар аль-Хайсами (4/238).

Автор: Найиф аль-Хамад.
Перевод редакции сайта «Почему Ислам?»
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.