Раздел: Молитва

Молитва Тахаджуд

26.05.2011 | Автор:

Разница между Тахаджудом и Къиям аль-Лейль

Къиям аль-Лейль означает «бодрствование в течении ночи или части ночи, даже если это всего лишь один час, проведенный в молитве, чтении Корана, поминании Аллаха (зикр) или других актах поклонения. Сказано в Маракъи аль-Фаляхи: Къиям — это проведение большей части ночи в поклонении. И сказано: час ночи в чтении Корана и слушании хадиса, или в восхвалении Аллаха (тасбих) или в молитвах за пророка, да благословит его Аллах и да приветствует». Мавсу’а аль-Фикхиййа аль-Кувайтиййа.

Тахаджуд — это сама ночная молитва, и некоторые ученые сказали, что это — ночная молитва, совершенная после сна. Сказал аль-Хаджадж бин Умар аль-Ансари, да будет доволен им Аллах: «Некоторые считают, что когда он помолится до утра, то совершил тахаджуд. Но на самом деле, тахаджуд — это молитва после сна, и еще раз — молитва после сна. Такой была молитва посланника Аллаха». Конец цитаты.

Из вышесказанного становится ясным, что къиям аль-лейль — более общее, чем тахаджуд, потому, что он включает в себя кроме молитвы и другие акты поклонения, а так же молитвы до и после сна. А тахаджуд — это исключительно молитва, и есть два мнения о нем: первое, что это молитва в любую часть ночи, и это мнение большинства ученых фикха; второе, что это молитва после сна. См. «Мавсу’ат аль-Фикхиййа» (2/232).

Шейха Ибн База (да помилует его Аллах) спросили: «Какая разница между молитвами Таравих, Къиям и Тахаджуд?» Он ответил: «Ночная молитва называется тахаджуд, также она называется къиям аль-лейль, как сказал Всевышний Аллах: «Бодрствуй часть ночи, читая Коран во время дополнительных намазов» Перенес ночью, 17:79. И сказал, свят Он: «О закутавшийся! Простаивай ночь без малого…» Закутавшийся, 73:1-2. И сказал, свят Он, в суре «Рассеивающие» о своих богобоязненных рабах: «получая то, что даровал им их Господь. До этого они были творящими добро. Они спали лишь малую часть ночи…» Рассеивающие, 51:16-17.

Что касается Таравих, ученые используют это слово для обозначения къиям аль-лейль в месяце Рамадан в начале ночи, которая должна быть легкой и не длинной. И можно ее называть тахаджуд или къиям аль-лейль. И Аллах источник сил. Конец цитаты из «Фатава аш-Шайх Ибн Бааз» (11/317). См.: Islam Q&A фатва N° 143240.

Достоинство ночной молитвы

Сказал Всевышний: «Воистину, веруют в Наши знамения только те, которые, когда им напоминают о них, падают ниц, прославляют хвалой своего Господа и не проявляют высокомерия. Они отрывают свои бока от постелей, взывая к своему Господу со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. Ни один человек не знает, какие услады для глаз сокрыты для них в воздаяние за то, что они совершали». Ас-Саджда, 32:15-17.

А так же: «Неужели тот, кто смиренно проводит ночные часы, падая ниц и стоя, страшась Последней жизни и надеясь на милость своего Господа, равен неверующему? Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?» Воистину, поминают назидание только обладающие разумом». Аз-Зумар, 39:9.

Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Самой любимой молитвой для Аллаха является молитва Дауда и самым любимым постом для Аллаха является пост Дауда, который всегда спал половину ночи, потом молился треть её, а (потом снова) спал шестую часть ночи, постился же он через день”. аль-Бухари и Муслим.

Передают со слов Салима бин Абдуллаха бин Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен ими Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Абдуллах (?) прекрасный человек, но было бы хорошо, если бы он молился по ночам.” Салим сказал: «И после этого Абдуллах всегда спал по ночам лишь немного». Аль-Бухари и Муслим.

Передают со слов Абдуллаха бин Саляма, да будет доволен им Аллах, что однажды пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “О люди, распространяйте, приветствия, кормите других , молитесь по ночам, когда остальные люди спят, и вы войдёте в рай с миром”. Приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший достоверный хадис”.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “После рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха мухаррам, а наилучшей молитвой после обязательной является ночная молитва”. Муслим.

Этикет ночной молитвы

Передают со слов Абу ад-Дарды, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Тому, кто отправится в свою постель с намерением встать ночью для совершения молитвы и сон одолеет его, пока не наступит утро, то для него запишут то, на что он намеревался, и его сон станет милостыней для него от его Господа” (?).

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Когда кто-либо из вас встанет ночью, пусть начнёт молитву с двух лёгких ракатов”. Муслим.

Сообщается, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: “Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, вставал ночью, он начинал свою молитву с двух лёгких ракатов”. Муслим.

Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал: Однажды посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросили: “Какая молитва является наилучшей?” Он сказал: “Та, совершая которую человек стоит долго.” Муслим.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Да помилует Аллах человека, который поднимается ночью, совершает молитву и будит свою жену, а если она отказывается вставать, брызгает ей в лицо водой! Да помилует Аллах женщину, которая поднимается ночью, совершает молитву и будит своего мужа, а если он отказывается вставать, брызгает ему в лицо водой!” Этот хадис с достоверным иснадом приводит Абу Дауд.

Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Когда кого-нибудь из вас во время молитвы станет одолевать дремота, пусть поспит, пока сон его не пройдёт, ибо, поистине, если любой из вас станет молиться, засыпая, может случиться так, что, желая попросить прощения у Аллаха, он вместо этого станет проклинать самого себя”. Аль-Бухари и Муслим.

Передают со слов Абдуллаха бин Амра бин аль-Аса, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал ему: “О Абдуллах, не уподобляйся такому-то, который прежде всегда молился по ночам, а потом перестал делать это!” Аль-Бухари; Муслим.

О времени совершения ночной молитвы

Ночную молитву можно совершать в первую часть ночи, середине или в конце ее, но после обязательной вечерней молитвы (салят-уль-‘ишаъ).

Ибн Хаджар сказал: «Нет определенного времени, в котором он, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночную молитву, однако, он выбирал то, что было самым легким для себя».

Лучше задерживать эту молитву до последней трети ночи. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Господь наш Великий и Могучий, нисходит на нижнее небо в каждую ночь, когда она достигает своей последней трети и говорит: “Кто обращается ко мне с мольбой, чтобы Я ответил ему? Кто просит у Меня, чтобы Я дал это ему? Кто просит Меня о прощении, чтобы я простил его?”» аль-Бухари и Муслим.

Сообщается, что ‘Амр ибн ‘Абаса, да будет доволен им Аллах, сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Ближе всего раб бывает к своему Господу в конце глубокой ночи. И если ты сможешь быть среди тех, которые поминают Аллаха в это время, то будь им»” (?).

Сообщается, что однажды Абу Муслим, спросил у Абу Зарра: «Какая ночная молитва является наилучшей?» Он сказал: “Я спросил у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, то же самое, что ты спросил у меня, и он сказал: “Та, которая совершается глубокой ночью, и очень немногие делают этого”». Этот хадис с хорошим иснадом передал Ахмад 5/179.

Передают, что ‘Абдуллах ибн ‘Амр, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самым любимым постом для Аллаха является пост Дауда, и самой любимой молитвой для Аллаха является молитва Дауда. Он спал половину ночи, потом молился треть её, а потом спал шестую часть ночи, постился же он через день». аль-Бухари и Муслим.

Передают со слов Аиши, да будет доволен ею Аллах, что обычно пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, спал в начале ночи, а в конце её вставал, чтобы помолиться. Аль-Бухари; Муслим.

Количество рак’aтов ночной молитвы

У ночной молитвы нет определенного числа рак’атов, которые нужно совершать, и нет в ней какого-либо ограничения (в количестве ракатов). Она будет считаться совершенной, даже если совершить только один рак’ат витра после обязательной вечерней молитвы. Желательно придерживаться одиннадцати или тринадцати рак’атов, но у молящегося есть выбор, он может либо довершить их, либо прервать.

Передают, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не совершал больше одиннадцати рак’атов, ни в Рамадане, ни в другое время. Сначала он совершал молитву в четыре рак’ата, и не спрашивай насколько превосходными и длинными они были. Затем, он опять молился в четыре раката, и не спрашивай насколько превосходными или длинными они были, после чего он совершал три рак’ата. Однажды я спросила: “О посланник Аллаха, спишь ли ты перед тем, как совершить витр?” Он ответил: “O ‘Аиша, глаза мои спят, но сердце бодрствует”». аль-Бухари и Муслим.

Они также передали, что аль-Касим ибн Мухаммад сказал: Я слышал, как ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал ночную молитву в десять рак’атов и (затем) совершал витр с одним земным поклоном (?)». аль-Бухари и Муслим.

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Ночная молитва должна состоять из парных ракатов, если же у тебя появятся опасения , что уже скоро наступит утро , то заверши свою молитву одним ракатом”. аль-Бухари и Муслим.

Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что ночная молитва пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, всегда состояла из парных ракатов, а завершалась одним. аль-Бухари и Муслим.

Материал подготовил: sawab.info
Метки:
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.