Когда мужчине разрешается смотреть на женщину

28.12.2011 | Автор:

Когда женщине разрешается открыть свое лицо?

Вопрос: Мы знаем, что более предпочтительное мнение ученых состоит в том, что женщина обязана закрывать свое лицо. Однако бывает много случаев, когда она не может скрыть свое лицо. Не могли бы вы пролить свет на этот вопрос.

Ответ: Хвала Аллаху…

Более предпочтительное слово, о котором свидетельствуют доказательства, это: «закрытие лица является ваджибом». Поэтому, молодым женщинам запрещено открывать свое лицо перед посторонними, чтобы таким образом преградить путь к безнравственности. Эта обязанность становится еще сильнее при опасности возникновения искушения (фитны). Ученые сказали: даже то, что разрешено, может быть запрещено, если это приводит к хараму, но в случае явной пользы это снова становится разрешенным.

Основываясь на этом правиле, факихи указали, что в определенных ситуациях женщине разрешается открыть свое лицо перед посторонними мужчинами, если в этом есть необходимость. Также мужчинам разрешается смотреть на лицо женщины, с условием, что они не выйдут за рамки необходимости, потому что в ситуации необходимости не разрешается излишествовать.

Приведем в вкратце эти ситуации:

Первое: Сватовство.

Женщине разрешено открыть лицо и руки перед тем, кто сватается к ней, чтобы он мог посмотреть на нее, не уединяясь с ней и не прикасаясь к ней. Лицо указывает на уродство или красоту, а по рукам можно узнать худая она или полная.

Абуль Фарадж аль-Макъдиси сказал: «Нет разногласия среди ученых насчет дозволенности смотреть на ее лицо… средоточие красоты и место, на которое смотрят…».

На дозволенность для сватающегося смотреть на лицо указывают многочисленные хадисы, среди них:

1 — Сахль б. Са’д, да будет доволен им Аллах, сказал:

– К посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришла одна женщина и сказала: «О, посланник Аллаха, я пришла, чтобы предложить тебе в жены себя». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, посмотрел на нее, поднял свой взгляд и пристально посмотрел на нее, потом опустил голову. Увидев, что он не принял решения насчет нее, женщина села. Один из сподвижников встал и сказал: «О, посланник Аллаха, если ты не хочешь жениться на ней, выдай ее за меня…». Хадис передали аль-Бухари (7/19), Муслим (4/143) и др.

2 — Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

– Я был у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, когда к нему пришел один мужчина и сообщил ему, что женился на женщине из ансаров. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ты посмотрел на нее?» Тот ответил: «Нет». Пророк сказал: «Иди и посмотри на нее, в глазах ансаров что-то есть». Хадис передали Ахьмад (2/286,299), Муслим (4/142) и ан-Насаи (2/73).

3 — Передается от Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь из вас сватается к женщине, если он может посмотреть на то, что побудит его жениться на ней, пусть сделает это». Хадис передали Абу Дауд и аль-Хаким, его иснад достоверный (хасан) и есть подтверждающий хадис от Мухаммада б. Муслима. Ибн Хиббин и аль-Хаким назвали его достоверным.

Аз-Зайля’и сказал: «Не дозволено ему прикасаться к лицу или рукам – даже если он уверен, что это не вызовет желание – потому, что это запрещено (харам), и в этом нет необходимости». В «Дурар аль-Бихар» говорится: «Нельзя Кади, свидетелям или жениху прикасаться к ней, даже если они уверены, что у них не возникнет желание, потому что в этом нет необходимости». (Радд аль-Муьхтар ‘аля ад-Дурр аль-Мухтар, 5/237)

Ибн Къудама сказал:

– Нельзя оставаться с ней наедине, потому что это — харам. Шариат не разрешил ничего, кроме взгляда – все остальное запрещено. И нет никакой гарантии, что оставшись наедине, они не совершат запретное». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда мужчина уединяется с женщиной, третьим из них обязательно будет шайтан». И нельзя ему смотреть с похотью и желанием, или с подозрением. Ахьмад сказал: «Он должен смотреть на лицо, и не должен смотреть похотливо. Он может посмотреть на нее несколько раз, чтобы рассмотреть ее черты, потому что цель может быть достигнута только так».

Второе: Взаимоотношения.

Она имеет право открыть лицо и руки, в случае необходимости, во время покупки и продажи. Так же, продавец может посмотреть на ее лицо, когда он передает ей проданное и говорит цену, если это не приводит к искушению. В противном случае, это запрещено.

Ибн Къудама сказал:

– Если человек имеет дело с женщиной, в продаже или аренде, он может смотреть на ее лицо, таким образом он знает, кто она, и может вернуться к ней для возвращения гарантированной цены, когда заключалась сделка о торговле. Передается от Ахмада, что это нежелательно в случае, если женщина молодая, но не в случае, если женщина старая. Он сказал, что это не желательно для тех, кто боится фитны, или в случае, когда нет необходимости во взаимоотношениях с женщиной. Но если есть необходимость и отсутствует опасность фитны, то нет ничего плохого в этом. (Аль-Муг’ни, 7/459; Шарх Кабир ‘аля Матн аль-Мукъни’ 7/348 би Хамиш аль-Муг’ни ; Аль-Хидая ма’а Такмила Фатхь аль-Къадир 10/24)

Ад-Дасукъи сказал:

– Не разрешается свидетельствовать против женщины с никъабом, пока она не откроет свое лицо. Это относится к случаю вступления в брак и другие случаи, как продажа, дарение подарка, долг, доверенность и т.д. Это мнение выбрал наш шейх. (Хашия ад-Дасукъи ‘аля Шарх аль-Кабир, 4/194)

Третье: Лечение.

Женщине дозволено открыть больное место, не зависимо от того, где оно находится – на лице или в другом месте, в целях лечения, при условии, что ее сопровождает махрам или муж. Это, если она не может найти врача – женщину, потому что взгляд человека того же пола менее опасен. И она не должна ходить к доктору – не мусульманину, если есть доктор – мусульманин, который может ее лечить. Ей дозволено раскрыть только ту часть тела, которая поражена болезнью.

Врачу можно осматривать или дотрагиваться до больной части тела, только в меру нужды, потому что в ситуации необходимости не разрешается излишествовать.

Ибн Къудама сказал: «Врач может смотреть на ту часть тела, которую необходимо осмотреть, включая интимные области (‘аврат) и другие места, потому что в этом есть необходимость».

Передается, что к Усману привели мальчика, который что-то украл. Он сказал: «Посмотрите ему в область паха» (т.е. место, где растут лобковые волосы, свидетельствующие о его совершеннолетии). Они не обнаружили волос на его лобке, и поэтому не отрезали ему руку. (Хадис приводится в «аль-Муг’ни», 7/459 и «Г’идаъ аль-Альбаб», 1/97).

Ибн Абидин сказал:

– В «Джавхара» говорится: если больное место находится за пределами половых органов, то врачу разрешается смотреть на эту область в целях лечения, потому что в это вопрос необходимости. Если болезнь касается половых органов, врачу следует научить женщину, как ее лечить. Если нет такой возможности, а больная может умереть или это причиняет ей боль, которую она не может перенести, тогда нужно прикрыть все ее тело, за исключением больного места, затем мужчина может ее лечить. Но он может смотреть только в меру необходимости и только на ту часть тела, которая нуждается в лечении. (Радд аль-Мухьтар, 5/273)

То же самое относится к обслуживанию больного, – даже если это человек противоположного пола, – при омовении и подмывании интимных мест. (См. Г’адаъ аль-Альбаб 1/97)

Мухьаммад Фуад сказал:

На разрешенность лечения женщины мужчиной, указывает – с ограничениями, приведенными выше – хадис, который приводит Имам аль-Бухари со своим иснадом, что Раби’ бинт Му’авваз сказала: «Мы были в походе (г’азва) вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мы приносили людям воду и служили им, и привозили убитых и раненных обратно в Медину». (Хадис передал аль-Бухари, 6/80 и 10/36. Фатхь аль-Бари)

Имам аль-Бухари включил этот хадис в главу под названием «Может ли мужчина лечить женщину, а женщина мужчину?» (Фатхь аль-Бари, 10/196).

Хьафиз ибн Хьаджар сказал:

– Постановление о лечение женщины мужчиной получено методом аналогии (къияс), и он (аль-Бухари) не подтвердил это однозначно, из-за вероятности того, что этот хадис относится к периоду до вменения в обязанность хиджаба, или те, о ком женщины заботились (во время похода), были их мужьями или махьрамами. Хукм (шариатское постановление) в этом вопросе: женщине разрешено лечить постороннего мужчину в случае необходимости, с максимальным ограничением взгляда, прикосновений рукой и т.д. (Фатхь аль-Бари, 10/136).

Четвертое: Свидетельство.

Женщине разрешено открыть свое лицо, когда она свидетельствует в суде, и судья может посмотреть на нее, чтобы знать кто она, и чтобы защитить права всех заинтересованных сторон.

Шайх аль-Дардир сказал: «Нельзя давать показания против женщины в никабе, пока она не откроет свое лицо, чтобы знать, кто она и как она выглядит». (Шарх аль-Кабир ли Шейх аль-Дардир 4/194)

Ибн Къудама сказал:

– Свидетель может взглянуть на лицо женщины, против которой он дает показания, чтобы не ошибиться насчет ее личности. Ахьмад сказал: «Показания против женщины можно давать только в том случае, если известно кто она». (Аль- Мугни 7/459)

Пятое: Судебный процесс.

Женщина может раскрыть свое лицо перед судьёй (къади), который принимает решение или в ее пользу, или против нее. Судья – в процессе суда – может посмотреть на нее, чтобы знать, кто она в целях защиты прав людей.

Правила, которые применяются к свидетельским показаниям, так же применяются и к судебным процессам, один к одному, потому что у них один смысл. (См. ад-Дурар аль-Мухтар 5/237)

Шестое: Различающий мальчик, которые не чувствуют половое влечение.

Женщине разрешено – согласно одному из двух мнений – открыть перед различающим мальчиком, который не чувствует половое влечения, то, что она может открыть перед своим махрамом, потому что у него нет влечения к женщинам, и ему разрешено смотреть на все это.

Шайх Абу аль-Фарадж аль-Макъдиси сказал:

– Различающий мальчик, у которого нет желания, может видеть тело женщины выше пупка и ниже колен, согласно одному из двух сообщений. Всевышний Аллах сказал:

«Ни на вас, ни на них нет греха за вход без разрешения, помимо этих случаев, ведь вы посещаете друг друга [по разным делам]»  (Коран, 24:58), а также «Когда дети из вашего числа достигнут половой зрелости, то пусть они спрашивают разрешения, как спрашивают разрешения те, кто страше них» (Коран, 24:59). Эти аяты указывают на различие между теми, кто достиг половой зрелости и другими.

Абу Абд-Аллах сказал: «Абу Таййиба делал женам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, кровопускание (хиджама), когда он был мальчиком».

В другом сообщении передается, что он сказал:

– Его положение (хукм) во взгляде подобно положению совершеннолетнего родственника, потому что Всевышний сказал: «…или детей, которые не постигли наготы женщин» (Коран, 24:31)

Абу Абд-Аллаха спросили: «Когда женщина должна покрыть свою голову перед мальчиком?» Он ответил:

– Когда ему исполнится 10 лет, и когда он начнет чувствовать влечение, а до тех пор его хукм такой же, как и ее родственника, потому что Всевышний Аллах сказал: «Когда дети из вашего числа достигнут половой зрелости…».

Он так же сказал:

– Он подобен постороннему (т.е. не махраму), потому что он подобен тому, кто достиг половой зрелости, в смысле влечения, и это подразумевает необходимость одеть хиджаб, и что запрещено смотреть, потому что Аллах сказал: «…или детей, которые не постигли наготы женщин». Что касается маленьких мальчиков, которые не способны различать, то перед ними нет необходимости ничего закрывать. (аш-Шархь аль-Кабир ‘аля Матан аль-Мукъни’ 7/349). См. также «аль-Мугни» 7/458 и «Гадаъ аль-Альбаб» 1/97.

Седьмое: Мужчина, у которого нет полового влечения.

Женщина может показаться перед мужчиной, у которого нет полового влечения к женщинам, в том виде, в каком она показывается перед своими родственниками (махрам), потому что у него нет потребности в женщинах, и не обращает на них особого внимания, поэтому ему разрешено смотреть на нее. Ибн Къудама сказал:

– К тому, кто не чувствует влечения, из-за старости или импотенции, или неизлечимой болезни, или он евнух…, или муханнас (женоподобный мужчина), который не чувствует влечение, применяется тот же хукм, что и к родственнику женщины (махрам), относительно взгляда. Всевышний Аллах сказал: «или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения…» (Коран, 24:31), т.е. тех, кто не испытывает потребности в женщинах. Ибн Аббас сказал: «Это – тот, кого не стесняются женщины». Он также сказал: «Это женоподобный мужчина, у которого не бывает эрекции».

Передается от Муджахида и Къатады:

– Это тот, кого не интересуют женщины. Но если он является муханнасом, который чувствует влечение и знает особенности женщин, то к нему применяются те же правила, что и к другим, потому что Аиша сказала: «К женам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, вошел муханнас, о котором они думали, что он из тех мужчин, которых не интересуют женщины. К нам вошел Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, в то время, когда этот мужчина описывал женщин такими словами: «Когда она приходит, она идет с четырмя, а когда уходит, она уходит с восьми». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Разве я не вижу, что это человек знает, что это здесь? Пусть он не входит к вам». После этого, они не впускали его». (Хадис передали Абу Дауд и др.)

Ибн Абд аль-Барр сказал:

– Муханнас — это не только развратник (педераст). Муханнас – это тот, кто физически женственен до такой степени, что он похож на женщину в мягкости, в разговоре, во взгляде, в тоне голоса и в разуме. Если он такой, у него не будет интереса к женщинам, и он не разбирается в особенностях женщин. Он – из тех, кого не интересуют женщины, и которым разрешено входить к женщинам. Разве ты не видишь, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не запретил этому муханнасу войти к своим женам, но когда услышал, как он описывает дочь Гайлана, и понял, что он разбирается в особенностях, запретил им впускать его. (Аль-Мугни 7/463, А-Шарх аль-Кабир ‘аля Матан аль-Мукъни’)

Восьмое: Старая женщина, которая не вызывает полового влечения.

Старой женщине разрешается открыть свое лицо и те части тела, которые обычно видны, перед посторонним мужчиной, но лучше прикрывать их, ведь сказал Всевышний Аллах:

«Нет греха на престарелых женщинах, которые не надеются на замужество, если они снимут верхнюю одежду, не показывая своей красы. Но воздерживаться от этого лучше для них» (Коран, 24:60)

Ибн Кудама сказал: Нет ничего плохого в том, что женщина, которая не вызывает полового влечения откроет то, что обычно видно, потому что Всевышний Аллах сказал: «Нет греха на престарелых женщинах, которые не надеются на замужество». Ибн Аббас сказал относительно аятов: «Скажи верующим мужчинам, чтобы они опускали свои взоры» (Коран, 24:30) и «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры» (Коран, 24:31): Аллах исключил из этого правила женщин, которые не надеются выйти замуж. Это касается и уродливых женщин, которые не вызывают полового влечения. (Аль-Мугни, 7/463; аш-Шарх аль-Кабир ‘аля Матн аль-Мукъни’§ 7/347-348)

Девятое: Раскрытие лица перед неверующими женщинами.

Ученые разошлись во мнениях относительно того, что может мусульманка показать неверующей женщине.

Ибн Кудама сказал: Хукм женщины в отношениях с женщиной такой же, как хукм мужчины в отношениях с мужчиной, и нет разницы между мусульманами, и нет разницы между мусульманкой или женщиной зимми (не мусульманин, находящийся под защитой мусульман) так же, как нет разницы между двумя мусульманами и мусульманином и мужчиной зимми, если речь идет о взгляде. Ахмад сказал: «Некоторые люди полагают, что она не должна снимать свой платок перед иудейкой или христианкой. Я считаю, что она не должна смотреть на половые органы мусульманки и принимать роды (т.е. она не может принимать роды, потому что она будет видеть  ее срамное место, за исключением случаев крайней необходимости, как было сказано выше)».

В другом сообщении от Ахмада говорится: Мусульманка не должна снимать никаб перед женщиной зимми, потому что Всевышний сказал: «или своих женщин» (сура «Свет», 31 аят). Но первое мнение является более правильным, потому что неверующие женщины евреев и других, приходили к женам Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и жены Пророка не надевали хиджаб перед ними, и он не велел им делать это. Аиша сказала, что еврейская женщина пришла к ней и сказала: «Да избавит тебя Аллах от мучения могилы». Аиша спросила об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует…. И привел весь хадис. Асмаъ сказала: «Ко мне пришла моя мать и она не желает принимать Ислам. Я спросила посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: Должна ли я поддерживать с ней отношения? Он сказал: Да».

Более того, покрывало между мужчинами и женщинами служит цели, которая отсутствует между мусульманками и женщинами зимми. Хиджаб является обязательным, в случае наличия подтверждающего текста или къияса (аналогия), но в данном случае нет ни одного из двух этих доказательств.

Что касается слова Аллаха: «или своих женщин», то это может относиться ко всем женщинам. (Аль-Мугни, 7/464 ; Шарх аль-Кабир ‘аля Матн аль-Мукъни’, 7/351 би Хамиш аль-Мугни )

Ибн Араби аль-Малики сказал: На мой взгляд, правильным мнением является то, что это разрешено всем женщинам, и это соответствуют местоимению «их» с остальной частью этого аята. Это – аят местоимений, который содержит 25 местоимений, и в Коране больше нет подобных аятов. И это слово соответствует остальным словам. (Ахкам аль-Коран, 3/326)

Аль-Алуси сказал: «Мнение Фахра ар-Рази состоит в том, что женщина зимми приравнивается к мусульманке. Он сказал: «Правильное мнение заключается в том, что она подобна мусульманке, и слова «их женщин» относятся ко всем женщинам, и слово праведных предков относится к желательности (, а не обязательности ношения хиджаба перед женщинами зимми)». Затем он сказал: «Это более снисходительное мнение, по отношению к людям сегодня, т.е. почти не возможно ношение хиджаба мусульманками перед женщинами зимми». Тафсир аль-Алуси (19/143).

Мухаммад Фуад сказал: «Если это мнение было более снисходительным в их времена, то нет сомнения в том, что оно в большей степени должно применяться к нам, т.к. оно более снисходительно и легче для нашего времени, без разницы, будь-то для тех, кто по одолевшим их причинам были вынуждены жить и искать убежище в не мусульманских странах. И мусульманки смешались  с женщинами зимми. И переплелись жизненные условия, где ношение хиджаба этими женщинами стало очень трудным делом. И поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему наше возвращение».

Десятое: Женщина должна открывать свое лицо и руки, когда одевает ихрам для хаджа и умры. Для нее становится запретным закрыть лицо и надевать перчатки, потому что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщине, которая надевает ихрам, запрещено закрывать свое лицо и одевать перчатки». Если она нуждается в закрытии лица по причине прохождения мужчин поблизости от нее, или если она красивая так, что привлекает мужские взгляды, она должна опустить одежду с головы на свое лицо, в соответствии с хадисом Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая сказала: «Мимо нас проходили всадники, когда мы были в ихраме вмести с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и когда они сравнялись с нами, каждая из нас опускали свой хиджаб на лицо. А когда они проходили, открывали лицо».

Аль-Джазири сказал, рассказывая о них: Женщина имеет право закрывать свое лицо при наличии нужды, когда близко от них проходит мужчина. И ее хаджу не вредит прикосновение покрывала. В этом есть для них облегчение в трудности. Это случаи, в которых женщина может открывать свое лицо и руки, согласно разъяснению, которое сделали ученые фукахаъ. Однако остается другая проблема, заслуживающая внимания и исследования. Это – случай принуждения, при которой становится фардом для женщины открывать свое лицо. Каков хукм в этом случае?

Одиннадцатое: Состояние принуждения.

Некоторые правящие режимы вменяют в обязанность преступные постановления и несправедливые законы, противоречащие этой религии Ислам, восставая против Аллаха и Его посланника. Они препятствуют этими постановлениями мусульманке носить хиджаб. Некоторые из этих режимов дошли до того, что они насильственно срывают их с женщин их покрывала, применяя против женщин наихудшие виды насилия и устрашения. Как в случаях притеснения тех, кто носит никаб в некоторых европейских странах, где был причинен вред некоторым мусульманкам и воздвигнута клевета против Ислама и Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Поэтому, когда женщина уверена в том, что ей будет нанесен нестерпимый вред, она имеет право открывать свое лицо. Придерживаться менее правильного мнения лучше, чем подвергать себя испытанию, исходящую от плохих людей.

Если женщина имеет право открывать свое лицо в упомянутых выше случаях, в которых нет принуждения, то это тем более разрешено в случае вреда, которое может постигнуть ее саму или ее религию, особенно, если из-за ее никаба полицейский может снять с нее хиджаб или она повергнется вражде. Как известно из слов ученых, в случае необходимости вещи, которые обычно запрещены, разрешены строго в пределах необходимости. Но это не должно приводить к легкомысленному отношению к никабу. Каждая женщина должна уметь оценивать ситуацию, в которой она находится, и учиться на своем и чужом опыте, чтобы она могла с уверенностью различать пределы необходимости, не подчиняясь своим страстям и слабостям.

Хотя женщины могут открывать свое лицо и руки в исключительных ситуациях, описанных выше, они не имеют право носить макияж и ювелирные изделия, которые видны. Им запрещается показывать это перед чужими мужчинами, согласно общему мнению ученых. Потому что, Всевышний сказал: «Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас» (Коран, 24:31), т.к. в этом нет необходимости. (Хиджаб аль-муслима байна интихаль аль-мубталин ва таъвиль аль-джахилин, стр. 239)

Просим Аллаха исправить положение мусульман. Мир и милость Аллаха нашему пророку Мухаммаду.

Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.

Islam Q&A фатва № 2198
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.