Вера в ангелов

13.07.2011 | Автор:

Вера в ангелов является одной из основ веры. Смысл ее — вера и принятие существования ангелов, вера в их деяния, которые они творят в этой вселенной. Ангелы — одно из творений Аллаха, которых Он создал для того, чтобы они поклонялись Ему и выполняли Его повеления. Поэтому Аллах посылает ангелов для выполнения своих приказов. Созданы они в сокрытом мире, мы их не видим, но мы в них верим решительной верой, к которой не подступится сомнение, так как Аллах, хвала Ему Всевышнему, сообщил о них, так же, как сообщил о них и Посланник Его, да благословит его Аллах и приветствует, категоричным известием, обязывающим нас верить в них.

ИЗ ЧЕГО СОТВОРЕНЫ АНГЕЛЫ?

Ангелы сотворены из света, как повествуется об этом в хадисе, рассказывающем о том, что ангелы сотворены Аллахом, хвала Ему, из света, шайтаны созданы из огня, а потомство адамово — из глины. Таким образом, ангелы созданы из света.

ПРИЗНАКИ АНГЕЛОВ

Ангелы — одно из творений Аллаха из невидимого мира. Никто, кроме Аллаха, не знает, сколько их, какова их форма, как они выглядят внешне. Каковы же их признаки?

Во-первых, они являются величайшими воинами Аллаха, о которых Всевышний сказал: «Аллаху принадлежат воинства небес и земли». Сура «Победа», аят 4.

Когда упоминается вместилище Огня, говорится: «Над ними девятнадцать». Сура «Завернувшийся», аят 30. Сказал также Всевышний: «Сделали мы властителями огня только ангелов и сделали число их только испытанием для тех, которые не веруют». Сура «Завернувшийся», аят 31.

Обитатели огня: вместилище огня, то есть над адом из числа ангелов — их девятнадцать, которые заполняют его, выступают за его сохранение, заняты разведением огня и совершением там других деяний.

Каким образом в этом великом огне, в котором все эти творения, они не находятся над ним, за исключением девятнадцати из них? Сказал Всевышний: «И сделали число их только испытанием для тех, которые не веруют». Сура «Завернувшийся», аят 31.

Кто знает о величии ангелов, и кто знает, какие у Аллаха воинства небес и земли, кроме самого Аллаха? Не знают о них ни неверующие, ни кто-либо иной, помимо них.

Во-вторых, ангелы — великое создание. Об этом сказал Всевышний Аллах: «Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, сделавшему ангелов посланниками, обладающих крыльями двойными, тройными и четвертными». Сура «Ангелы», аят 1.

Среди них есть такие, которые имеют по два крыла, есть имеющие по три и по четыре крыла и больше. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джабраила, у которого было 600 крыльев, каждое из которых закрывало горизонт. Это один из ангелов, которого Аллах характеризует как имеющего большую силу. Сказал Всевышний: «Научил его обладающий могучей силой». (Сура «Звезда», аят 5). Это означает, что Джабраил, мир ему, «Обладатель могущества; вот Он стал прямо» (Сура «Звезда», аят 6), то есть, обладает мощью и хорошим станом.

В-третьих, ангелы с помощью Аллаха обладают великой силой. Об этом есть немало свидетельств. Например, один из них, если ему прикажет Аллах, то издаст крик на весь мир и уничтожит все живое, как это случилось с народом самудян, когда все они были взяты единым криком Джабраила: «Воистину, Мы наслали на них всего лишь один вопль, и они уподобились сену хозяина загона». Сура «Месяц», аят 31.

Обычно арабы, когда поселяются в жилище, собирают для топлива дрова и изготовляют ограды, которые обносят травой. Так вот, самудяне, несмотря на свою силу и мужество, стали травой заготовленной для оград под влиянием крика одного из ангелов. Это Джабраил по повелению Аллаха поднял поселения народа Лота, а это семь городов с их жителями, постройками, животными, он объявил их всех частью своего крыла, поднял их, чтобы ангелы услышали лай их собак, пенье их петухов, затем перевернул все это на них и Аллах провалил их сквозь землю. Это примеры того, какой силой обладают ангелы, мир над ними.

Исрафил, мир над ним, уполномочен дуть в рог. Смысл рога в том, что в нем собраны души детей Адама от первого до последнего, затем Исрафил выдувает их оттуда и они вылетают из рога к своим телам. Первое дуновение называется посланием, до него выдувается дуновение-молния, когда умирает кто-либо в небесах и на земле, за исключением тех, кого пожелает Аллах. Аллах, Великий Он и Всемогущий, сказал: «Но подуют в Рог, и тогда потеряют сознание (или умрут) те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает оставить». Сура «Толпы», аят 68.

Затем последует второе дуновение, которое называется дуновением послания. «Потом в нее подуют еще раз, и тогда они встанут и будут смотреть». Сура «Толпы», аят 68.

Это один из ангелов Милостивого, и это одно из его дел, которые он выполняет по повелению Аллаха. Таким образом, ангелы — великое создание из творений Аллаха, созданы для того, чтобы они поклонялись Ему и выполняли все его приказы. Сказал Всевышний: «Они же – почитаемые рабы. Они не опережают Его своими речами и поступают согласно Его велениям. Он ведает их прошлое и будущее. Они заступаются только за тех, кем Он доволен, а сами трепещут от страха перед Ним.» Сура «Пророки», аяты 26-28.

ДЕЛА АНГЕЛОВ, КОТОРЫЕ ИМ ПОРУЧЕНЫ

У ангелов есть свои дела, у каждого из них есть дело, которое ему поручено выполнять без промедления, однако — по повелению Аллаха и не ослушиваясь Его. Сказал Всевышний Аллах:
«Над ним есть ангелы суровые и сильные. Они не отступают от повелений Аллаха и выполняют все, что им велено». Сура «Запрещение», аят 6.

Из числа дел этих ангелов отметим следующие: Во-первых, есть ангелы, уполномоченные работать в аду, с огнем, принося страдания обитателям его.

Во-вторых, среди них есть ангелы, которым поручено держать Трон, Трон Милостивого, хвала Ему Всевышнему. Он сказал: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих: «Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием. Прости же тех, которые раскаялись». Сура «Верующий», аят 7.

Сказал также Всевышний: «Ангелы будут находиться по его краю, и восьмеро понесут над собой Трон твоего Господа». Сура «Неизбежное», аят 17.

Несущих Трон трое — четверо, затем в Судный день их число увеличится и достигнет восьми. Трон, величайшее из творений, которое в Последний день понесут восемь, что указывает на силу ангелов и величие их творения.

В-третьих, среди них есть ангелы, уполномоченные по части духа, как говорит об этом Всевышний Аллах: «Он ниспосылает ангелов с духом (откровением) по Своему велению тому из Своих рабов, кому пожелает: «Предостерегайте тем, что нет божества, кроме Меня. Бойтесь же Меня».» «Пчелы», аят 2. Здесь имеется в виду, что духом заполняются сердца, подобно тому, как дождем оживается земля. Этим же духом оживляются тела животных. Дух в кораническом смысле. Говорит Всевышний, хвала ему, Своему Пророку: «Таким же образом Мы внушили тебе в откровении дух (Коран) из Нашего повеления». Сура «Совет», аят 52.

Под «духом» подразумевается Коран, так как он оживляет сердца верующих, так же, как оживляется дождем засушливая земля.

Дух в смысле Джабраила, мир ему. Джабраил — самый великий из всех ангелов и самый благочестивый, который низвел Коран от Аллаха Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует. Сказал Всевышний Аллах по этому поводу: «Верный Дух (Джибрил) сошел с ним на твое сердце, чтобы ты стал одним из тех, кто предостерегает. Оно ниспослано на ясном арабском языке». Сура «Поэты», аяты 193-195.

Коран низведен Джабраилом сердцу Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а посланник довел его до своей общины. В другом аяте говорится: «Святой Дух (Джибриль) принес его (Коран) от твоего Господа с истиной». (Сура «Пчелы», аят 102). Здесь имеется в виду, что Джабраил есть дух святой.

КАЧЕСТВА ДЖАБРАИЛА, мир ему

Аллах охарактеризовал Джабраила великими признаками. Сказал Аллах, Великий Он и Всемогущий:
«Но нет! Клянусь планетами отступающими, передвигающимися и исчезающими! Клянусь ночью наступающей! Клянусь рассветом брезжущим! Это – слова благородного посланца, обладателя силы при Владыке Трона, могущественного, которому там (на небесах) повинуются, доверенного». Сура «Скручивание», аяты 15-21.

Первое качество — сила. Сказал Всевышний: «обладателя силы при Владыке Трона». Под словами «Владыке Трона» имеется в виду хозяин трона, которым является Аллах, Великий Он и Всемогущий. Под словосочетанием «обладателя силы» подразумевается качество Джабраила, мир ему.

Второе качество — могущество. «Могучий» — это качество, присущее Аллаху, и не распространяющееся на других, помимо Него.

Третье качество — покорность. Покорными являются все ангелы по повелению Аллаха, хвала Ему Всевышнему.Четвертое качество — доверенность. Имеется в виду, доверенный оживлять. К этому высказыванию Всевышнего ничего не добавляется и ничего от него не убавляется.

ВИДЕНИЕ ДЖАБРАИЛА ПРОРОКОМ, да благословит его Аллах и приветствует

Сказал Всевышний: «Ваш товарищ не является одержимым». Неверные же сказали: «Он видел его (Джибриля) на ясном горизонте». Сура «Скручивание», аят 22-23.

Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, видел Джабраила на горизонте дважды. Первый раз это произошло в Мекканской долине. Он поднял голову и в небе увидел его, имеющего 600 крыльев, каждое из которых закрывало горизонт.

Второе видение Пророка описано в Коране: «Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела». (Сура «Звезда», аяты 13-14). Произошло это в ночь вознесения.

Таковы качества Джабраила, мир ему. Сказал Всевышний Аллах: «Со слов благородного посланника». Иными словами, Коран есть речь Аллаха, хвала Ему Всевышнему, однако имеет отношение и к Джабраилу, так как он довел его до Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, низводя его от Аллаха, Великого и Всемогущего.

В-четвертых, имеются ангелы, занятые и другими делами.

1. Микаил уполномочен за дождь, низводимый с небес по повелению Всевышнего Аллаха.

2. Исрафил отвечает за вдувание в рог, когда Всевышний Аллах хочет возродить свои творения из могил. Тогда встают тела из могил, а души по повелению Аллаха, выдуваемые рогом Исрафила, метаются в поисках своих тел. Затем они следуют путем, указанным Аллахом. Сказал Всевышний: «В тот день они торопливо выйдут из могил, словно устремляясь к жертвенникам». Сура «Ступени», аят 43.

Говорит также Великий и Всемогущий Аллах: «Они с униженными взорами выйдут из могил, словно рассеянная саранча. Они устремятся к глашатаю, и неверующие скажут: «Это – Тяжкий день!»»
Сура «Месяц», аяты 7-8.

Эти три ангела имеют отношение к жизни: Джабраил уполномочен за дух, дающий жизнь сердцам, Микаил отвечает за дождь, дающий жизнь земле после того, как она от засухи умирает, Исрафилу Аллахом поручено дуть в рог, который оживляет тела. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, если вставал ночью и молился после того, как произносил такбир:
«О Властелин Джабраила, Микаила и Исрафила, ороси небеса и землю …» Таким образом, это самые великие из ангелов, характеризуемые по величию своих деяний.

В-пятых, есть ангелы, отвечающие за жизнь в чревах матери. Как повествуется в хадисе, в котором Абдаллах ибн Масуд рассказывает: Рассказал нам посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который является правдивым из правдивейших: «Поистине, каждый из вас сотворяется в чреве своей матери из капли в течение сорока дней, затем она становится сгустком крови, затем — эмбрионом, после этого к нему посылается ангел и он приказывает четыре слова, пишет его удел, срок, дело, закладывает судьбу его, злую или счастливую”. Этот ангел посылается к нему Аллахом с этой великой миссией.

В-шестых, есть ангелы, которые ведают душами, когда завершается удел их земной жизни. Среди них ангел смерти. Сказал Всевышний: «Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас»». «Поклон», аят 11.

Ангел смерти помогает Аллаху. Сказал также Всевышний Аллах: «Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы забирают его душу, и они не делают упущений. Потом их возвращают к Аллаху, их Истинному Покровителю». «Скот», аяты 61-62.

Душа, вкусив смерть, направляется к ангелу смерти и к Аллаху. «Аллах упокаивает души в момент их смерти». «Толпы», аят 42.

К Всевышнему Аллаху, хвала Ему, душа направляется по Его повелению, к ангелам направляется, потому что они посредствуют в этом переходе: «Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, упокоит вас»».

В-седьмых, есть ангелы, которые заняты сохранением деяний сынов Адама, как говорится об этом в хадисе: «Сменяются в вас ангелы чередой ночью и днем». Сказал Всевышний: «Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы, которые знают обо всем, что вы совершаете». «Раскалывание», аяты 10-12.

С КАЖДЫМ ЧЕЛОВЕКОМ — ПО ДВА АНГЕЛА

С каждым человеком пребывают по два ангела, один из которых находится по правую сторону и записывает его благие деяния, а другой — по левую, записывая все его плохие поступки. Сказал Всевышний: «Двое ангелов сидят справа и слева и принимают (записывают деяния). Стоит ему произнести слово, как при нем оказывается готовый наблюдатель». «Каф», аяты 17-18.

Эти хранители сопровождают человека повсюду: и в путешествии, и дома, при всех ситуациях — во время намаза, коленопреклонения, не покидая его за исключением особых случаев, как, например, при его входе в отхожее место. Ангелы эти записывает все слова и поступки человека. Ангелы записывают намерения и сердечные устремления человека и то, что он собирается совершить. Поэтому человек должен всегда иметь хорошее намерение, потому что это — работа души. Он обязан избавляться от гнусных мыслей и намерений, ибо это тоже работа его сердца.

Эти ангелы сопровождают человека с момента достижения им совершенного возраста и до самой смерти, они записывают все намерения, которые сопровождали человека в течение его жизни, все его слова и поступки.

МЕСТО УТРЕННЕГО И ПОСЛЕПОЛУДЕННОГО НАМАЗОВ СРЕДИ МОЛИТВ

Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Сменяются в вас ангелы чередой ночью и днем, собираются они во время утреннего и послеполуденного намазов». Исходя из этого, обе эти молитвы считаются наиболее предпочтительными. Сказал Всевышний: «А Коран — на заре», то есть во время утреннего намаза. «Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете. Воистину, на рассвете Коран читают при свидетелях». «Перенес ночью», аят 78.

Ангелы присутствуют при совершающем молитву ночью и днем, они собираются во время утреннего намаза и слушают чтение Корана, собираются во время совершения послеполуденного намаза и делают то же самое. Аллах, который знает лучше всех, спрашивает затем у ангелов, кто из Его рабов и как выполнял поклонение. Они отвечают: «Мы прибыли к ним, когда они совершали моление и покинули их, а они все еще молились». Это означает: когда они спустились, мы совершали послеполуденный намаз, они присутствовали в ходе молитвы, а когда они вознеслись, мы совершали уже утреннюю молитву.

Таким образом, послеполуденная молитва — это средняя молитва, к которой побуждает Аллах. Сказал Всевышний: «Охраняйте молитвы и молитву среднюю» (Сура «Корова», аят 238). Иными словами, во время этой молитвы присутствуют и ангелы ночи, и ангелы дня.

ПРИЗЫВ К СОКРАЩАЮЩИМ НАМАЗ

Где же те, кто сторонится утренней молитвы и спит в своей постели, где те, что не являются свидетелями этого великого видения каждую ночь с ангелами Милостивого?! Ангелы сообщают о них Милостивому: мы посетили их, когда они совершали намаз, и покинули их, когда они еще молились. Что выигрывает тот, кто сторонится утренней молитвы и спит?

Что выигрывает тот, кто ленится и не совершает послеполуденный намаз, пребывая во сне или в других делах? Говорится в хадисе: «Тот, кто пропустил послеполуденный намаз, тот словно обидел своих домочадцев и покусился на имущество их». В другом хадисе встречается другая концовка этого предания — «у того расстроятся дела его». То есть, если он прекратит намаз раньше положенного времени, то его ждут описанные последствия.

В-восьмых, есть ангелы, занятые тем, что они предохраняют людей от губительных случаев, так как человек всегда встречается с опасностями. Однако Аллах поручил Своим ангелам, чтобы они предохраняли его от всевозможных опасностей в этой жизни, в которой у него от Аллаха свой удел.

На земле, на которой живет человек, встречаются опасности — ему попадаются змеи, звери, скорпионы, человеческая ненависть и вражда, тирания, но эти ангелы уполномочены Аллахом предохранять его в тяжелые моменты. Сказал Всевышний: «Есть у него (человека) ангелы, следующие впереди него и позади него и охраняющие его по повелению Аллаха.» (Сура «Гром», аят 11). Они защищают людей по повелению Аллаха.

Аллах, поистине, не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят того, что с ними. И если Аллах хочет народу зла, то нет от того отвращения, а если пришел час предопределенный и Аллах хочет погубить человека, то ангелы, сопровождающие человека в тяжелых ситуациях, отстраняются, ибо они не могут идти против воли Всевышнего, по повелению Которого они действуют.

В-девятых, есть ангелы, которые в этом мироздании заняты делами, которые никто не способен выполнить, помимо Аллаха. Поэтому есть ангелы морей, ангелы рек, ангелы ветров, а также другие ангелы, занимающиеся иными многочисленными делами.Это Вселенная, в которой происходят эти явления, и по воле Всевышнего Аллаха последовательно сменяются своей чередой, заполнена ангелами, выполняющими повеления Его на все это.

ОБЯЗАННОСТЬ ВЕРЫ В АНГЕЛОВ И ВО ВСЕ ИХ ДЕЛА

Среди ангелов есть такие, которых назвал Аллах — как Джабраил, Микаил, Исрафил и Малик — находящийся в Огне. «Они воззовут: «О Малик! Пусть твой Господь покончит с нами»». «Украшения», аят 77.

И есть такие из них, которые не названы для нас Всевышним, но мы верим во всех ангелов Аллаха, Великого и Всемогущего, знаем мы их по имени или нет, мы верим в их дела, которые они творят по повелению Всевышнего Аллаха. Есть ангелы, которые обитают в небесах, находятся при выполнении обрядов поклонения, во время поклонов, коленопреклонений.

Среди них есть ангелы, которых никто, кроме Аллаха, не может знать и мы всецело верим в их существование, любим их. Они наставляют людей, ибо получили от Всевышнего повеление творить добро и просить прощения им. Сказал Всевышний Аллах: «Те, которые несут Трон, и те, которые вокруг него, прославляют хвалой своего Господа, веруют в Него и просят прощения для верующих». «Верующий», аят 7.

ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ ДЕЛАМИ АНГЕЛОВ И ШАЙТАНОВ

Отличие первое. Ангелы возносят хвалу своему Господу, просят прощения тем, кто населяет землю, дают добрые наставления сынам Адама, а шайтаны вводят в заблуждение людей, наущают им смуту, и как только могут толкают их к гибели. Сказал Аллах, Великий Он и Всемогущий: «Воистину, Мы сделали дьяволов покровителями и помощниками тех, которые не веруют». «Преграды», аят 27.

Отличие второе. Ангелы приказывают рабам божьим добро, а шайтаны внушают им зло и подталкивают их на его сотворение: «К тем, кто отвращается от поминания Милостивого, Мы приставим дьявола, и он станет его товарищем». «Украшения», аят 36.

Тот, кто избегает Священного Корана, того Всевышний Аллах, хвала Ему, наказывает, приставляя к нему в качестве спутника шайтана. Сказал Всевышний: «И они, конечно, отвратят их от пути, и будут они думать, что идут по прямой дороге, и когда придет он к Нам, скажет: «О, если бы между мной и тобой было расстояние от запада до востока». И не сможет человек избавиться от шайтанов, если не будет поминать имя Всевышнего Аллаха.

Отличие третье. Поминание имени Аллаха изгоняет шайтанов от человека, и обеспечивает присутствие ангелов при нем. Поэтому шайтан назван искусителем, и если человек отстраняется от поминания имени Аллаха, шайтан приближается к нему, а при упоминании Его имени ангелы окружают его, как говорится об этом в хадисе: «Когда люди собираются в домах Аллаха и читают Книгу Аллаха и изучают его между собой, нисходит на них покой и посещает их милость и витают над ними ангелы».

МЕСТА, КОТОРЫЕ ПРИТЯГИВАЮТ АНГЕЛОВ

Ангелы странствуют по земле в поисках мест, где поминается имя Всевышнего, если они видят какую-нибудь группу людей, занимающихся этим, то говорят: спешим по желанию вашему. Всевышний Аллах, хвала Ему, упоминает многие из таких мест, среди которых:

1. Чтение Корана, так как читающий его упоминает и имя Всевышнего.
2. Совершение намаза с упоминанием имени Аллаха.
3. Произнесение словосочетаний «Субхану-Ллах», «Астафиру-Ллах», «Аллаху акбар», когда также упоминается имя Всевышнего и собираются ангелы, отгоняя шайтанов.
4. Чтение религиозных книг и участие в рядах тех, кто занят молениями, поминает Аллаха премного и собирает тем вокруг себя ангелов.

МЕСТА, КОТОРЫЕ ПРИТЯГИВАЮТ ШАЙТАНОВ

1. Места, где заняты исполнением пошлых песен и игрой на флейте, чем отгоняются ангелы и притягиваются шайтаны.
2. Дом, где висят изображения, не посещаются ангелами как говорится об этом в хадисе: «Поистине, ангелы не входят в дом, в котором собака и изображения». Причем независимо от того, висят эти картины и изображения на стенах или хранятся в сундуках, служат они в качестве памяти или используются в целях украшения.

Таким образом, картины, изображающие одушевленные предметы, изгоняют из мест их нахождения ангелов. Однако к этой категории изображений не относятся фотографии для паспортов, личные фотокарточки, используемые по необходимости. Они не предназначены для возвеличивания тех, кого сотворил Аллах и являются исключением для данного запрета.

ВЛИЯНИЕ ВЕРЫ В АНГЕЛОВ НА ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА

Вера в ангелов имеет огромное значение в жизни человека, так как тем самым он чувствует, что ангелы предохраняют его. Если он знает, что ангелы ответственны за него, что они сменяют друг друга вокруг него днем и ночью, что они, предохраняя его от опасностей, записывают все его дела, плохие и хорошие, то он всегда будет следить за тем, чтобы слова и поступки его всегда были богоугодны.

Однако возможно ли, чтобы ангелы предохраняли человека от напастей, а он их не видел. Природа ангелов такова, что они человека видят, а он их нет. Человек не может быть вездесущим, он может закрыть за собой дверь дома, и другие туда не попадут. Но это не касается ангелов — они следуют за человеком везде, так как Всевышний Аллах, Великий Он и Всемогущий, наделил их такими возможностями. Всевышний сказал: «Воистину, над вами есть хранители – благородные писцы, которые знают обо всем, что вы совершаете». «Раскалывание», аяты 10-12.

В этом и заключается то положительное значение, которое имеет вера человека в ангелов, ибо он следит за своими высказываниями, воздерживается от плохих поступков, которые были бы записаны ангелами и представлены в День Суда для расчета.

Автор: Шейх Салих ибн Фавзан ибн Абдуллах ибн аль-Фавзан
Проверка: Абу Абдурахман Дагестани. Подготовил: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.