Влияние оголения (табаррудж) на пост

31.07.2013 | Автор:

1. Всевышний Аллах предписал поститься для достижения великих целей. Одной из важнейших целей и преимуществ поста является истинная богобоязненность. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» (Коран, 2:183).

Такъва (благочестие, богобоязненность) означает выполнение повелений Аллаха и оставление того, что Он запретил.

Постящемуся велено совершать обязательные и добровольные акты поклонения, но запрет на совершение запретного сильнее. Грехи отвратительны сами по себе, но их совершение во время поста гораздо хуже. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек не прекратит лгать и поступать по лжи и невежеству, то Аллах не нуждается в том, чтобы он отказывался от еды и питья». Хадис передал аль-Бухари (6075).

Обратитесь к ответам на вопросы (37658) и (37989).

Передается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Пост – это не только воздержание от еды и питья. Поистине, пост – это так же воздержание от праздных речей и сквернословия». Хадис передали Ибн Хузейма, Ибн Хиббан и аль-Хаким, шейх аль-Албани назвал его достоверным в «Сахих ат-Таргиб ват-Тархиб» (1082).

Умар б. аль-Хаттаб и Али б. Аби Толиб, да будет доволен ими Аллах, говорили: ««Пост – это не только воздержание от еды и питья, но и воздержание ото лжи, фальши и пустословия».

Джабир б. Абдиллях сказал: «Во время поста должны поститься твои слух, зрение и язык ото лжи и греха. Не обижай своих слуг, будь спокойным и серьезным в этот день, и не делай одинаковыми день поста и обычный день».

Передается от Толикъа б. Къайс, что Абу Зарр сказал: «Когда постишься, будь предельно сдержанным». Сам Толикъ в день своего поста уединялся у себя дома и выходил только для того, чтобы помолиться (в мечети).

Когда Абу Хурейра и его товарищи, да будет доволен ими Аллах, постились, они усаживались в мечети и говорили: «Сохраним чистоту нашего поста». См. «ал-Мухалла» (4/305).

Некоторые ученые сказали: «Постящийся должен поститься и глазами, оберегая свой взор от запретного; и слухом, избегая слушать недозволенное; а также языком, воздерживаясь от непристойных слов, оскорблений, лжи и злословия».

Верующий должен использовать этот благословенный месяц, в течение которого дьяволы находятся в оковах, открываются райские врата и закрываются врата Ада, и говорит призывающий: «О, ищущий блага, продолжай! О, ищущий зла, остановись!» Верующему следует воспользоваться этим месяцем, чтобы приблизиться к Аллаху, принести Ему искреннее покаяние от всех грехов и ослушания, и дать обет Всевышнему Аллаху твердо придерживаться Его религии и законов.

2. Грехи (в том числе табаррудж — выставление женщиной напоказ своей красоты и искушение этим чужих ей мужчин) умаляют награду за пост, и чем больше грехов человек совершает, тем меньше становится его награда, которая может исчезнуть совсем. Таким образом, он воздерживается от пищи, воды и всего, что нарушает пост, но лишает себя награды за него из-за ослушания Аллаху. По этой причине Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Как много постящихся не имеют со своего поста ничего, кроме голода, и как много молящихся ночью не имеют со своей молитвы ничего, кроме бодрствования». Передал Ибн Маджа (1690), аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сахих Ибн Маджа».

Ас-Субки сказал: «Умаляет ли ценность поста совершенный в это время грех? Мы считаем, что да, и я не думаю, что в этом есть разногласие…. Знай, что для того, чтобы пост был совершенным, следует совершать такие акты поклонения, как чтение Корана, итикаф, молитва, милостыня и др. Этой же цели можно добиться, избегая всего запретного. Все это делает пост более совершенным». См. «Фатава ас-Субки» (1/221-226).

3. Что касается совершения грехов (в том числе табаррудж), то это не нарушает пост – он остается действительным, и обязательство поста считается выполненной, без необходимости возмещения. Однако по мере совершения грехов вознаграждение за пост уменьшается вплоть до полного исчезновения, как было сказано выше.

Ан-Навави сказал: «Постящийся должен избегать злословия и оскорблений. Это означает, что данный запрет во время поста становится более строгим, чем в другое время, по причине хадиса (см. выше). Не соблюдающий пост так же обязан избегать этого во всех ситуациях. Если человек злословит во время поста, то он совершает грех, но пост его, по нашему (шафиитов) мнению, не нарушается. Такого мнения придерживались Малик, Абу Ханифа, Ахмад и остальные ученые, кроме аль-Авза’и, который сказал, что злословие (гиба) делает пост недействительным, и его необходимо возместить». См. «аль-Маджму’» (6/398).

Шейха Ибн Усеймин спросили: «Нарушается ли пост, если в дневное время Рамадана женщина говорит запретное?», на что он ответил:

— Если мы обратимся к словам Всевышнего Аллаха: «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь», то узнаем о цели предписания поста, и это – благочестие, что означает оставление грехов. Если говорить обобщенно, то это включает выполнение повелений и избегание всего запретного. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек не прекратит лгать и поступать по лжи и невежеству, то Аллах не нуждается в том, чтобы он отказывался от еды и питья». Исходя из этого, постящийся особо должен избегать запретных слов и действий, не злословить о людях, не лгать и не сеять раздор между ними, не заниматься запретной куплей-продажей и вообще соблюдать все запреты. Когда человек избегает всего перечисленного в течение всего месяца, то его душа подержится так до конца года. Но, к сожалению, многие постящиеся не делают различия между днем поста и другими днями, и продолжают поступать по своему обыкновению: лгать, обманывать и т.д., и ты не чувствуешь в них достоинства поста. Хотя эти действия не нарушают пост, они уменьшают его награду и могут свести ее на нет. См. «Фатава-с-Сыйам» (стр. 358).

Islam Q&A фатва № 50063
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.