Раздел: Дуа и Зикры

Обязательно ли шевелить языком, когда читаешь Коран или азкары?

17.08.2011 | Автор:

Вопрос: Когда мы хотим сказать одно из поминаний Аллаха (азкары), необходимо ли шевелить губами? Например, когда мы хотим прочитать азкары при входе в ванную, мы должны шевелить губами или достаточно сказать это в уме? И как насчет поминания Аллаха перед сном и утром?

Ответ: Хвала Аллаху… Во-первых: поминание Аллаха является наилучшим деянием мусульманина, и поминание Аллаха не заканчивается на языке, поминание Аллаха бывает сердцем, языком и частями тела.

Абдурахман бин Саади сказал, да смилуется над ним Аллах: «Когда мы имеем ввиду поминание Аллаха вообще, это включает в себя всё, что приближает раба к Аллаху, будь то вероубеждение, или мысли, или дейсвие сердца, или действие тела, или восхваление Аллаха, или изучение полезного знания и его преподавание, и т.п., — всё это является поминанием Аллаха Всевышнего». «Рияд ан-Надрати». Стр 245.

Сказал Шайх ибн Усаймин, да смилуется над ним Аллах: «Поминание Аллаха бывает сердцем, языком, частями тела, а основа – это поминание Аллаха сердцем, как сказал посланик Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «В теле человека есть кусок мяса, если оно исправно, то все тело бывает исправным, а если оно испорчено, то все тело бывает испорченным. И что же это может быть, кроме сердца?». (Хадис передали аль-Бухари и Муслим). Главную роль в поминании играет сердце, согласно слову Аллаха: «И не подчиняйся тому, сердце которого мы сделали небрежным к поминанию Аллаха, и кто последовал своим страстям». (Сура «Пещера», 18:28). Поминание Аллаха языком или частями тела, без участия сердца, далеко от совершеннства. Это как тело без души».

Поминание Аллаха сердцем — это размышление о знамениях Аллаха, любовь к Нему, возвеличивание Его, возвращение к Нему, страх перед Ним, упование на Него, а также всё, что касается деяний сердца.

Поминание Аллаха языком – это произношение любого слова, которое приближает к Аллаху, и самое великое из этих слов – это «Нет божества, кроме Аллаха».

Поминание Аллаха частями тела – это делать любое деяние, которое приближает к Аллаху, такое как стояние в молитве, поясной поклон, земной поклон, джихад, закят. Все это — поминание Аллаха, потому, что когда ты совершаешь эти действия, ты пребываешь в повиновении Аллаху, и следовательно ты находишься в поминании Аллаха этими действиями. Поэтому сказал Аллах Всевышний: » Воистину, намаз оберегает от мерзости и предосудительного. Но поминание Аллаха – гораздо важнее». (Сура «Паук», 29:45). Некоторые ученые сказали: «Это значит, что когда ты добавляешь к ней поминание Аллаха, она становится еще больше. Это одно из двух мнений о смысле этого аята». Тафсир суры «Корова», аяты 167, 168.

Во – вторых: Поминания (азкары), которые произносятся языком, такие как чтение курана, произношение тасбиха (субхьанаЛлах), тахлиля (Ла иляха илляЛлоху), тахьмид (аль-хьамду лиЛлях), утренние и вечерние азкары, азкары перед сном и перед тем, как войти в туалет и др., при произношении этих азкаров обязательно шевелить языком, потому что человеку не записывается их произношение, если он не шевелит им.

Ибн Рушд передал в книге «аль-Баяну ва ат-Тахьсыль» (1/490), от имама Малика, да смилуется над ним Аллах, что его спросили о человеке, который читает в молитве и его никто не слышит, ни он сам, ни другие, и при этом не шевелит языком. Он ответил: «Это не является чтением. Чтением является то, при котором шевелится язык».

Сказал аль-Касани в книге «Бадаи’у ас-Санаи'». (4/118): «Чтение считается действительным только тогда, когда при чтении букв шевелят языком. Разве ты не видишь, что если человек, способный читать и при этом не шевелит языком, произнося буквы, — его молитва не действительна? Также, если он поклялся, что не прочитает ни одной суры из Корана, но затем посмотрел в Коран и понял, что там написано, но при этом не шевелил языком, то он не считается нарушившим клятву». Конец цитаты. Т.е. он не читал, а только смотрел в Коран.

Также подтверждает это то, что ученые запрещают осквернившемуся (джунуб) читать Коран, шевеля языком, но они разрешают ему смотреть в Мусхьаф (Коран) и читать его сердцем, без шевеления языком. Это говорит о различии между этими двумя вещами, и что чтение без шевеления языка не считается чтением. Смотри «аль-Маджму'», 2/187-189.

Спросили Шайха Усаймина, да смилуется над ним Аллах: «Нужно ли  при чтении Корана в молитве шевелить языком или достаточно чтение сердцем?».

Он ответил: «При чтении обязательно шевелить языком, — если человек в молитве читает сердцем, то этого не достаточно. Также и другие азкары, — не достаточно произносить их сердцем, необходимо, чтобы человек шевелил губами и языком при их произношении, потому, что это — слова, а слова не считаются таковыми, если не произносить их, шевеля языком и губами». «Маджму’ аль-Фатава ибн Усаймин», 13/156.

И Аллах знает лучше!

Ислам: Вопрос и Ответ, фатва № 70577
Перевёл Абу АбдиЛлях, для sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.