Работа в компании, где есть дозволенное и запретное

05.07.2014 | Автор:

Вопрос: Он работает в компании, где запретное смешано с дозволенным – продают краденые вещи и обманывают. Дозволена ли зарплата этой компании? Если даже оставить эту работу, то любая другая включает в себя запретные шариатом элементы. Что в таком случае делать? Продолжать работать там или бросить работу и позволить детям голодать, не имея возможности найти другой источник дохода для их обеспечения?

Ответ: Хвала Аллаху.

Если работа включает в себя любую помощь в любом виде обмана или кражи, то она не дозволена, поскольку Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности, но не помогайте друг другу в грехе и вражде» (Коран, 5:2).

Если же работа не имеет ничего общего с запретным, хотя в этой компании есть другие отделы, занимающиеся харамом, то дозволено работать в отделе, который занимается дозволенным, при условии, что он не имеет никакого отношения к помощи в запретных делах.

Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, сказал:

«Нельзя работать в учреждениях, занимающихся ростовщичеством (риба), даже если он всего лишь водитель или сторож. Потому что занимание должности в таких учреждениях является формой одобрения их деятельности, поскольку человек, испытывающий неприязнь к чему-либо, не будет работать в его пользу. Поэтому, если человек работает в пользу запретного, он одобряет это, а одобряющий запретное получает свою долю греха.

Если же человек принимает непосредственное участие в регистрации, записи, отправке, вручении и т.д., то нет сомнения, что он принимает прямое участие в запретном. В достоверном хадисе Джабира, да будет доволен им Аллах, передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, проклял принимающего риба, дающего риба, свидетелей сделки и записывающего это. Он сказал: “Все они равны (в грехе)”». «Фатава Ислямиййа» (2/401).

Ты должен высказать порицание тем, кто работает в отделе, занимающимся харамом, и посоветовать оставить запретные дела. Ты так же обязан при возможности дать совет покупателям и выявить изъяны приобретаемого ими товара.

Что касается утверждения о невозможности найти другую работу, то это не соответствует действительности, а является наущением шайтана. Всевышний Аллах сказал (перевод смысла): «Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает» (Коран, 65:2-3).

Есть много видов дозволенной работы, и ты должен довериться Всевышнему Аллаху, уповать на Него, и сторониться запретного.

Что касается детей, умирающих с голода, то поистине, их создал Всевышний Аллах, и Он наделяет их уделом, как сказал Всевышний Аллах (перевод смысла): «На небе находится ваш удел и то, что вам обещано» (Коран, 51:22), «Не убивайте своих детей, опасаясь нищеты, ведь Мы обеспечиваем пропитанием их вместе с вами. Воистину, убивать детей – тяжкий грех» (Коран, 17:31).

Всевышний Аллах предписал удел каждому человеку до того, как он вышел из чрева своей матери, и не нужно бояться, что Обладатель Трона уменьшит их удел, но следует опасаться собственной души, склонной к злу, что она ввергнет тебя в искушение и грех. Вспомни слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Плоть, взращенная на запретном, наиболее заслуживает Огня». Хадис передал ат-Тирмизи (614), аль-Албани назвал его хорошим в «Сахих ат-Тирмизи».

Приведем несколько примеров из жизни халифа праведного пути Умара бин Абд аль-Азиза, да помилует его Аллах:

Однажды в Байт аль-Маль (казну) мусульман привезли яблоки, и маленький сын Умара взял одно из этих яблок. Умар резко вырвал фрукт из его руки и ребенок в слезах убежал к своей матери, и она послала человека на рынок купить ему яблок. Вернувшись домой, Умар почувствовал запах яблок и спросил: «О, Фатима, ты брала что-нибудь из этого имущества?». «Нет» — ответила та, и поведала, что купила яблоки на ее собственные деньги.

Тогда Умар сказал: «Клянусь Аллахом, отбирая у него яблоко, я будто вырывал его из моего сердца, но я не хочу губить себя перед Аллахом из-за яблока из собственности мусульман». Ибн аль-Джавзи, «Манакъиб ‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз» (стр. 190).

После ночной молитвы Умар бин Абд аль-Азиз зашел к своим дочерям, чтобы поприветствовать их. Почувствовав его присутствие, они отошли от него, прикрыв свои рты руками. Умар спросил их кормилицу о причине такого поведения, на что она ответила: «На ужин ничего не было, кроме чечевицы и лука, и они не хотят, чтобы ты почувствовал от них этот запах». Умар заплакал от этих слов, затем сказал своим дочерям: «Дочери мои, какая вам будет польза, если вы будете жить в роскоши, а ваш отец попадет в Огонь?». И они громко заплакали.

Доктор аль-Буруну, «‘Умар бин ‘Абд аль-‘Азиз» (стр. 142).

Умирающего Умара бин Абд аль-Азиза упрекнули в том, что он оставляет своих детей в бедности. Он послал за ними – их было больше десяти мужчин. Умар посмотрел на них и его глаза наполнились слезами. Он сказал: «Сыновья мои. Вашему отцу был предоставлен выбор между двумя обстоятельствами: либо вы будете богатыми, и ваш отец попадет в Огонь, либо вы будете бедными, но ваш отец попадет в Рай. Чтобы вы были бедными, и ваш отец попал в Рай, было милее для него, чем вы будете богатыми, и ваш отец попадет в Огонь. Вставайте, да защитит вас Аллах».

И Аллах — Источник сил.

Islam Q&A, фатва № 31781
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.