Правила по наречению ребенка

02.09.2012 | Автор:

Нет сомнений в том, что наречение является одним из важных вопросов в жизни человека, потому что имя − это то, что дает информацию о человеке и является необходимым для общения с ним. Оно является украшением и символом для человека, посредством чего к нему обращаются в этом мире и в Следующем. Оно указывает на религию, к которой он принадлежит, и придает ему чувство, что он последователь этой религии. Оно оставляет впечатление о нем в других людях, и оно подобно одежде − если оно слишком короткое или слишком длинное, то выглядит не очень хорошо.

Основным принципом в выборе имени является дозволенность, но также существуют некоторые запрещенные шариатом имена, которые следует избегать. Они включают:

• Имена, означающие выражение покорности или служения кому-либо помимо Аллаха, включая пророков и ангелов. Не разрешено быть рабом или служить кому-либо помимо Аллаха. Среди имен, которые выражают покорность чему-либо помимо Аллаха, являются имена Абд-ар-Расул (раб Посланника), Абд ан-Наби (раб Пророка), Абд аль-Амир (раб правителя) и другие подобные имена, включающие поклонение или подчинение кому-либо помимо Аллаха.

Человек, который носит подобное имя, обязан изменить его. Великий сподвижник Абд ар-Рахман ибн Ауф сказал: «Моим именем было Абд Амру – в другой версии хадиса: Абд аль-Кааба, – и после того, как я стал мусульманином, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, назвал меня Абд ар-Рахман. Хадис передал аль-Хаким (3/306), аз-Захаби подтвердил его слова.

• Имена, которые относятся только к Аллаху, свят Он и велик. Например: аль-Халик (Создатель), ар-Разик (Дающий пропитание), ар-Робб (Господь), ар-Рахман (Всемилостивейший) и т.п. Имена, которые описывают атрибуты, присущие только Аллаху, такие как Малик аль-Мулюк (Король королей), аль-Къахир (Подчиняющий) и т.д. Запрещено называть людей подобным образом, и подобные имена должны быть изменены. Аллах сказал (перевод смысла):

«Господь небес, земли и того, что между ними! Поклоняйся Ему и будь стоек в поклонении Ему. Знаешь ли ты другого с таким именем (или подобного Ему)?» (Коран, 19:65).

• Имена, которые однозначно относятся к неверующим и не используются другими, такие как Абд аль-Масих (Раб Мессии), Бутрос (Петр), Джордж (Георгий) и другие имена, которые ясно указывают на принадлежность к неверующим.

• Имена идолов и лжебогов, которым поклоняются вместо Аллаха, например, называя кого-либо дьяволом и т.п. Не разрешено звать людей вышеперечисленными именами. Это является харамом, и человек с таким именем обязан поменять его.

• Является нежелательным (макрух) использовать имена, которые имеют отталкивающий смысл или плохое значение, потому что это может послужить поводом для издевательств. Подобные имена противоречат учению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который приказывал давать красивые имена. Пример таких (порицаемых) имен являются имена: Харб (война), Рашааш (брызги или капли) и Хийам – название болезни, которой подвержены верблюды – и другие имена,  которые имеют дурной и неприятный смысл.

• Является нежелательным использовать имена, обладающие провокационным и соблазняющим смыслом. Подобное часто случается с именами девочек, которым даются имена с сексуальным или провокационным смыслом.

• Является нежелательным называние именами аморальным людей, например певцов, актеров и актрис. Если у них хорошие имена, то разрешено использовать подобное имя, но только по причине смысла, а не из желания подражать этим людям.

• Является нежелательным давать имена, которые означают грех, например Сарик (вор) или Золим (притеснитель) или давать имена фараонов или грешников, такие как Фир’авн, Хаман (визирь фараона) и Карун.

• Является нежелательным использовать для имени названия животных, которые ассоциируются с нежелательными качествами, например Химар (осел), Кальб (собака), Къирд (мартышка) и т.д.

• Является нежелательным добавлять к имени слова “Дин” или “Ислам”, такие как Нур уд-Дин (свет религии), Шамс уд-Дин (солнце религии), Нур уль-Ислам (свет Ислама) и т.д., потому что эти имена дают человеку больше, чем он заслуживает. Ученые саляфы порицали подобные имена. Имаму ан-Навави не нравилось собственное прозвище Мухии юд-Дин (оживляющий религию); Шейху Ибн Теймийе также не нравилось его прозвище Таки юд-Дин (Набожность Религии), и он говорил, «…Но моя семья дала мне подобное прозвище, и оно стало широко известным».

• Является нежелательным добавлять какое-либо слово к Имени Аллаха, за исключением слова “Абд”, например Абдуллах. Пример подобного добавления является Хасабу-Ллах, Рахмату-Ллах (милость Аллаха) и т.д. Также нежелательно добавления слов к слову Расуль (посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует).

• Является нежелательным использовать имена ангелов, или называть людей названиями сур Корана, такие как Та-Ха, Ясин и т.д. Эти имена являются “аль Хуруф аль-Мукъатаа” (буквы которые присутствуют в начале сур; их смысл известен только Аллаху – переводчик), которые не являются именами Пророков. См. “Тухфат ал-Мавдуд ибн Кайима”, стр. 109.

Существует пять категорий хороших имен:

• Первая (наилучшая) категория – имена Абдуллах и Абдуррахман. Передается, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Наиболее любимые имена у Аллаха это — Абдуллах и Абдуррахман». Хадис приводит Муслим в своем «Сахихе» (1398).

• Вторая категория – это имена, которые выражают покорность и поклонение Аллаху, такие как Абдульазиз, Абдуррахим, Абдульмалик, Абдуссалам и т.д.

• Третья категория – это имена пророков и посланников. Без сомнения, лучшим из них является Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, — имя Ахмад является одним из его имен. Следующим идут имена «посланников сильных духом» (см. Коран, 46:35), имена Ибрагим, Муса, Иса и Нух, затем остальные пророки.

• Четвертая категория — это другие имена праведных рабов Аллаха, наилучшими из которых являются сподвижники нашего Пророка. Является мустахаб (желательным) использовать их имена, следуя их примеру и надеясь достичь более высокого положения.

• Пятая категория — это все другие имена, которые несут правильное и приятное значение.

Выбирая имя желательно обратить внимание на ряд вопросов:

1. Необходимо понимать, что с этим именем человек будет жить всю свою жизнь, и оно может стать причиной неудобств и проблем в будущем, что вызовет негативную реакцию по отношению к тому, кто дал ему это имя.

2. Выбирая среди имен, необходимо посмотреть на имя под разными углами. Посмотреть на имя, и также подумать, как оно будет звучать для ребенка, подростка, взрослого и пожилого человека, и как оно будет сочетаться с приставкой Абу, и как оно будет подходить его сыну, которого будут называть “Сын такого-то, сына такого-то” и т.п.

3. Выбор имени — за отцом, потому что ребенок будет отнесен к его роду. Но, все равно, желательным является привлечь и маму ребенка для выбора имени и спросить ее мнение о том, насколько такое-то имя подходящее, чтобы и она была довольна.

4. Фамилия ребенку дается отцовская, даже если родители в разводе или отец умер и т.п, даже если он не заботится о ребенке или не видит его совсем. Категорически запрещено давать ребенку не отцовскую фамилию, кроме случая, когда ребенок родился в результате прелюбодеяния. В этом случае ребенок должен носить фамилию матери и не разрешено ему брать отцовскую.

Шейх Мухаммад Салих аль Мунаджид.

Islam Q&A фатва № 7180
Источник: Абу Абдурахман Дагестани
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.