Раздел: Молитва

Чем отличается молитва витр от ночной молитвы?

12.02.2013 | Автор:

Молитва витр является частью ночной молитвы, но вместе с тем между этими молитвами есть разница. Шейх Ибн Баз – да помилует его Аллах – сказал:

«Витр – это часть ночной молитвы. Это сунна и последняя из молитв, одним ракатом которой заканчивают ночную молитву (солят ал-лайл) в конце или середине ночи, или в начале ночи после совершения молитвы ‘ишаъ. Совершают столько ракатов, сколько пожелают, и завершают молитву одним ракатом». Фатава Ибн Баз (11/309).

Шейх ибн Усеймин – да помилует его Аллах – сказал:

«Сунна – как словом, так и действием – делает различие между ночной молитвой и витром. Ученые так же сделали различие между этими молитвами с точки зрения хукма и способа совершения.

Слова различения из Сунны:  приводится в хадисе Ибн Умара – да будет доволен Аллах им и его отцом, – что один человек спросил Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о способе совершения ночной молитвы, на что он ответил: «(Совершай) по два раката, а когда приблизится рассвет, соверши один ракат». Хадис передал ал-Бухари. См. «ал-Фатхь» (3/20).

Различающее действие из Сунны: приводится в хадисе Аиши – да будет доволен ею Аллах, – что она сказала:  «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, часто молился в то время, когда я спала перед ним на его постели, если же он хотел совершить витр, то будил меня, и я совершала эту молитву вместе с ним». Передал ал-Бухари. См. «ал-Фатхь» (2/487). Этот хадис так же приводит Муслим (1/51) со следующей формулировкой: «Он часто молился ночью, когда я лежала перед ним». Когда оставалось совершить витр, он будил ее, и она совершала витр. Муслим (1/508) так же передал, что она сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, молился ночью 13 ракатов, из которых совершал 5 ракатов витра, при совершении которых он садился только один раз в конце молитвы». Он так же передал (1/513) от нее, что когда Са’д б. Хишам б. ‘Амир сказал ей: «Расскажи мне о витре посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», она ответила: «И совершал 9 ракатов, в течении которых он садился только в восьмом ракате, когда он поминал Аллаха, восхвалял Его и взывал к Нему. Затем он поднимался, не произнося таслим, вставал и совершал девятый ракат, после чего снова садился, поминал Аллаха, восхвалял Его и взывал к Нему, а затем произносил таслим так, что мы могли услышать».

Что касается различия, которое делают ученые между витром и ночной молитвой с точки зрения хукма: мнения ученых разделились насчет обязательности молитвы витр. Абу Хьанифа считал витр ваджибом, как было передано от Ахьмада в «ал-Инсоф» и «ал-Фуру’». Ахьмад сказал: «Оставивший витр преднамеренно – плохой человек, свидетельство которого не следует принимать».

Известным мнением нашего мазхаба (т.е. мазхаба Ханбала), а так же мазхабов Малика и Шафии является то, что это сунна.

Насчет ночной молитвы нет подобного разногласия. В «Фатхь ал-Бари» (3/27) сказано: «Я не видел, чтобы кто-нибудь говорил, что ночная молитва обязательна, кроме мнения некоторых табиинов. Ибн Абд ал-Барр сказал: Некоторые табиины посчитали ночную молитву (киям ал-лейл) ваджибом, даже если она совершается только в течение времени, требующейся для доения овцы. Но, по мнению большинства ученых, эта молитва является желательной (мандуб)». Конец цитаты.

Что касается разделения учеными между способами совершения витра и ночной молитвы: наши ученые ханбалитского мазхаба делают различие между этими молитвами. Они сказали: «Ночная молитва делается только по два раката». Насчет витра они сказали: «Ее можно совершать в 5 или 7 ракатов, садясь только в последнем ракате. При совершении 9 ракатов нужно сесть в конце восьмого раката и прочитать ташаххуд, затем встать, не произнося таслим и совершить девятый ракат, после чего нужно сесть, прочитать второй ташаххуд и произнести таслим. Это сказал автор «Заад ал-Мустакъни’»». Конец цитаты из «Маджму’ Фатава Ибн Усеймин» (13/262-264).

Таким образом, выяснилось, что витр является частью ночной молитвы, но отличается от нее способом совершения.

А Аллах знает лучше.

Islam Q&A фатва № 52875
Перевод: sawab.info
Метки:
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.