Молитва Джаназа

26.05.2011 | Автор:

Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Тому, кто будет присутствовать на похоронах до завершения заупокойной молитвы, полагается награда в один карат, а оставшемуся до завершения погребения — в два карата». Люди спросили: «А что это за два карата?» Пророк ﷺ сказал: «Они подобны двум огромным горам». аль-Бухари 1325, Муслим 945.

О пользе, которую приносит умершему молитва «джаназа»

Передают со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) что посланник Аллах ﷺ сказал: «По кому бы из покойных ни совершила молитву община мусульман, по численности своей достигающая ста человек, каждый из которых будет ходатайствовать за него, ходатайство их непременно будет принято». Муслим 947.

Сообщается, что Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Если любой мусульманин умрет, и у его погребальных носилок встанут сорок человек, не поклоняющихся наряду с Аллахом ничему иному, ходатайство их за него обязательно будет принято». Муслим 435.

Для того, чтобы их заступничество принялось должно быть соблюдено два условия:

1.  Все люди совершающие молитву джаназа должны быть единобожниками.
2. Их мольба за умершего должна быть искренней. К большому сожалению много мусульман, совершающих молитву джаназа, не знают мольбу, которую следует произносить за умершего.

Также посланник Аллаха ﷺ сказал: «Обязательно попадёт в Рай тот человек, заупокойную молитву по которому совершили люди, выстроившиеся в три ряда» (?).

Об обязательности совершения молитвы джаназа

Сообщается со слов Зайда ибн Халида аль-Джухани, что когда при походе на Хайбар умер один из сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует), посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Встаньте и совершите молитву над вашим другом». (?)

Имам ан-Науауи сказал: «Слова пророка ﷺ: «Встаньте и совершите молитву над вашим другом», — указывают на обязательность совершения молитвы над умершим мусульманином, и она является фардуль-кифайя по единогласному решению всех учёных (иджма’)». См. “Шарх Сахих Муслим” 7/22.

Правило совершение молитвы джаназа

Молитва джаназа такая же полноценная молитва, как и все другие, но не имеющая поясных и земных поклонов.

Существует множество достоверных хадисов, указывающих на то, что Сунной является произнесение в молитве джаназа четырёх, пяти, шести, семи и девяти такбиров (т. е. слова «Аллаху Акбар»). Однако, если браться за одно мнение и следовать ему, что лучше — это молитва с 4 такбирами, так как хадисов указывающих на это количество больше всего. См. “Ахкамуль-Джанаиз” 141.

1-й Такбир:

При произнесении первого такбира следует поднять руки до уровня плеч или ушей, как это делал пророк ﷺ. Затем следует положить свою правую руку на тыльную сторону левой ладони, запястья и предплечья . Складывать руки следует на груди. От Тауса передаётся, что «пророк ﷺ во время молитвы, клал правую руку на левую, и сжимал их на груди». Абу Дауд 1/121. Иснад хороший.

Шейх аль-Альбани писал, что складывание рук на груди достоверно установлено в Сунне, а всё, что противоречит этому, является либо слабым, либо вообще не имеет никакой основы. См. «Ируауль-Гъалиль» 353.

Поднимать руки в молитве джаназа следует только при первом такбире. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Поистине, посланник Аллаха ﷺ во время молитвы джаназа поднимал руки только на первом такбире, и после он этого уже не делал». ад-Дарукъутни 2/73, аль-Байхакъи 4/37. Иснад достоверный.

Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) также рассказывал: «Пророк ﷺ сделал такбир во время молитвы джаназа, поднял руки в первом такбире и положил правую руку на левую». ат-Тирмизи 1077. Шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим.

Имам ан-Науауи в своей книге «аль-Маджму’» говорил, что Ибн аль-Мунзири в своих книгах «аль-Ишраф» и «аль-Иджма’» сказал: “Все единодушны в том, что в первом такбире руки поднимаются, а что касается остальных, то относительно этого, мнения разделились”. Предание, в котором сообщается, что Ибн ‘Умар во время молитвы джаназа подымал руки в каждом такбире, является слабым, о чём сказал хафиз Ибн Хаджар. См. “Фатхуль-Бари” 3/237. Шейх аль-Альбани сказал: “Мы не нашли в Сунне того, что указывало бы на законность поднятия рук в молитве джаназа, кроме первого такбира”. См. “Ахкамуль-Джанаиз” 148.

После произнесения первого такбира следует читать суру «аль-Фатиха» (Открывающая). Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллаха) рассказывал, что «пророк ﷺ во время молитвы джаназа читал суру «аль-Фатиха»» (?).

После «аль-Фатихи» можно также прочитать ещё какую-либо суру из Къурана. На это указывает сообщение от Тальхи ибн ‘Абдуллаха, который рассказывал: «Однажды я совершил позади Ибн ‘Аббаса молитву джаназа, и он прочитал «аль-Фатиху» и ещё какую-то суру». И когда Тальха спросил об этом Ибн ‘Аббаса, он сказал: «Это Сунна и истина». ан-Насаий 4/75, предание достоверное.

Что же касается чтения «Субханака» в первом такбире, то в Сунне никаких указаний на это нет, и некоторые из учёных назвали это нововведением. Имам Абу Дауд сказал: «Я слышал, как имам Ахмад на вопрос о человеке, который начинает молитву джаназа “Субханакой”, ответил “Я такого не слышал». См. «аль-Масаиль» 153.

2-й Такбир:

Во втором такбире следует произнести молитву за пророка ﷺ, такую же, как и во время ташаххуда обычной молитвы. От одного из сподвижников пророка (да благословит его Аллах и приветствует) передаётся: “Сунной является в молитве джаназа произнести такбир и прочитать суру «аль-Фатиха» про себя, затем (после 2 такбира) произнести молитву за пророка (да благословит его Аллах и приветствует), после чего в третьем такбире произнести мольбу за умершего, и не читать ничего в этом такбире, а затем (после 4 такбира) тихо произнести приветствие”. аш-Шафи’и 1/270, аль-Байхакъи 4/39, хадис достоверный.

3-й Такбир:

После третьего такбира следует обратиться к Аллаху с мольбой за умершего. От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что пророк ﷺ сказал: «Когда вы совершаете молитву над умершим, то пусть мольба ваша за него будет искренней». Абу Дауд 3199, Ибн Маджа 1498. Хадис хороший.

Слова мольбы за умершего, произносимые во время заупокойной молитвы

Сообщается, что Абу ‘Абдур-Рахман ‘Ауф ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды посланник Аллаха ﷺ, совершил заупокойную молитву, а я запомнил, что, обращаясь к Аллаху со словами мольбы за покойного, он сказал:

«О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его, и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом, лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук Огня!» — Абу ‘Абдур-Рахман сказал: «И я даже сам захотел оказаться на месте покойного». Муслим 2/663.

اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ، وَعَافِهِ، وَاعْفُ عَنْهُ، وَأَكْرِمْ نُزُلَهُ، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ، وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ، وَنَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الأبْيَضَ مِنَ الدَّنَسِ، وَأَبْدِلْهُ دَاراً خَيْراً مِنْ دَارِهِ، وَأَهْلاً خَيْراً مِنْ أَهْلِهِ، وَزَوْجاً خَيْرا ًمِنْ زَوَجِهِ، وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ، وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَعَذَابِ النَّارِ

/Аллахумма-гъфир ляху, уархам-ху, уа-‘афихи, уа-‘фу ‘ан-ху, уа акрим нузуля-ху, уа уасси’ мудхъаля-ху уагъсил-ху бильма’и, уассальджи уальбаради, уа нак-къи-хи миналь-хатайа кя-ма наккъайта-с-сауба-ль-абйада минад-данаси, уа аб-диль-ху даран хайран мин дари-хи, уа ахлян хайран мин ахлихи, уа зауджан хайран мин зауджихи, уа адхыль-ху-ль-джанната уа а’ыз-ху мин ‘азаби-ль-кабри уа ‘азабин-нари/.


«О Аллах, прости нашим живым и мертвым, присутствующим и отсутствующим, малым и старым, мужчинам и женщинам! О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него!». Абу Дауд 3199, Ибн Маджа 1498. Хадис хороший.

اللَّهُمَّ اعْفِرْ لِحَيِّنَا، وَمَيِّتِنَا، وَشَاهِدِنَا، وَغَائِبِنَا، وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا، وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا، اللَّهُمَّ  مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى اْلإِسْلاَمِ وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلإِيمَانْ، اللَّهُمَّ لاَ تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لاَ تُضِلَّنَا بَعْدَهُ

Аллахумма-гъфир ли-хайи-на, уа майити-на, уа шахиди-на, уа гъа иби-на, уа сагъыри-на, уа кабири-на, уа-закари-на уа унса-на! Аллахумма, манн ахйайта-ху мин-на, фа ахъйи-хи ‘аля-ль-ислями, уа манн тауаффайта-ху мин-на, фа тауаффа-ху ‘аля-ль-имани. Аллахумма, ля тахрим-на аджра-ху уа ля тудылля-на ба’да-ху/


«О Аллах, поистине, такой-то, сын такого-то, находится под Твоим покровительством и защитой, упаси же его от искушений могилы и мучений Огня, ведь Ты исполняющий обещание и проявляющий справедливость! Прости же его и помилуй его, поистине, Ты, — Прощающий, Милосердный!». Абу Дауд 3/211, Ибн Маджа, достоверный хадис.

اللَّهُمَّ إنَّ فُلاَنَ بْنَ فُلاَنٍ فِي ذِمَّتِكَ، وَ حَبْلِ جِوَارِكَ، فَقِهِ مِنْ فِتْنَةِ الْقَبْرِ وَ عَذَابِ النَّارِ، وَأَنْتَ أَهْلُ الْوَفَاءِ وَالْحَقِّ. فَاغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ إِنَّكَ أَنْتَ الْغَفُورُ الرَّحِيمُ.

Аллахумма, инна фулян ибн фулян (…) фи зиммати-ка уа хабли джиуари-ка, фа-кы-хи мин фит-нати-ль-кабри уа ‘азаби-н-нари, уа анта ахлю-ль-уа-фа’и уа-ль-хаккы! Фа-гъфир ляху уархамху, инна-ка Анта-ль-Гъафуру-р-рахиму/.


«О Аллах, раб Твой и сын рабыни Твоей нуждался в Твоем милосердии, а Ты не нуждаешься в мучениях его! Если творил он благие дела, то добавь ему их, а если совершал он дурное, то не взыщи с него!»

اللَّهُمَّ عَبْدُكَ وَابْنُ أَمْتِكَ احْتَاجَ إِلَى رَحْمَتِكَ، وَأَنْتَ غَنِيٌّ عَنْ عَذَابِهِ, إِنْ كَانَ مُحْسِناً فَزِدْ فِي حَسَنَاتِهِِ، وَإِنْ كَانَ مُسِيئاً فَتَجَاوَزْ عَنْهُ

Аллахумма, ‘абду-ка уа-бну ама-ти-ка ихтаджа иля рахмати-ка, уа Анта гъанийун ‘ан ‘азаби-хи. Ин кяна мухсинан фа зид фи хасанатихи, уа ин кана муси’ан, фа таджа-уаз ‘ан-ху/.


Окончания мольб следует менять в зависимости от того, кем является умерший. Если умерший мужчина, то следует говорить «ляху» (его), а если женщина, то «ляха» (её). В скобках в место «такого-то» следует упомянуть имя умершего.

4-й Такбир:

После четвёртого такбира следует произнести слова приветствия, но можно также и после четвёртого такбира обратиться с мольбой за умершего перед приветствием. Сообщается, что когда Абдуллах ибн Абу ‘Ауф совершал молитву джаназа над своей дочерью, он четырежды произнёс слова такбира. Произнеся же их в четвёртый раз, он простоял ещё столько времени, сколько проходило между двумя такбирами, моля Аллаха о прощении для своей дочери и обращаясь с мольбами за неё, после чего сказал: «Так поступал и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)». Передал аль-Хаким 1/512, и сказал: хадис достоверный.

Приветствие после молитвы можно делать как в одну сторону, так и в обе. Сообщается, от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что «пророк ﷺ совершая молитву джаназа, сделал 4 такбира и одно приветствие (таслим)». аль-Хаким 1/360, ад-Даракутни 191, иснад хадиса хороший.

То, что во время джаназа приветствие было только одно, подкрепляется преданиями от ‘Али ибн Абу Талиба, Абдуллаха ибн ‘Умара, Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры (да будет доволен ими всеми Аллах). Однако, есть также Сунна в молитве джаназа совершать приветствие и в обе стороны, и пренебрегать этим не следует. Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что «одним из деяний, которое совершал пророк ﷺ, но которое оставили люди, является два приветствия в молитве джаназа, такие же как и в обычной молитве» (?).

Посланник Аллаха ﷺ, совершая молитву джаназа, делал и одно, и два приветствия, но одно приветствие он делал чаще.

Слова приветствия следует в молитве джаназа произносить тихо, как имаму, так и остальным, поскольку это соответствует Сунне. Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах), совершая молитву джаназа, произносил слова приветствия тихо. аль-Байхакъи 4/43. Иснад хороший. Так же с достоверным иснадом передается от Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах), что когда он совершал молитву джаназа и произносил слова приветствия, его слышали те, кто стояли за ним. См. «Ахкамуль-Джанаиз» 165.

На вопрос имама Малика, о человеке, который пропустил несколько такбиров в молитве джаназа, Ибн Шихаб сказал: «Он восполняет сам то, что пропустил». См. «аль-Мууатта» 1/198.

Важные примечания

1. Молитву джаназа, также как и пять обязательных молитв, следует совершать совместно, и грех ляжет на тех людей, которые могут совершить её вместе, но совершают её по отдельности.

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Бесспорно, что молитву джаназа совершать по одному разрешено, но Сунной является совершить её с джама’атом, исходя из хадисов на эту тему и единогласного мнения всех мусульман (иджма’)”. См. «аль-Маджму’» 5/314.

2. Совершая молитву джаназа над мужчиной, следует встать напротив его головы, а совершая её над женщиной, следует встать напротив её тела. Самура ибн Джундуб рассказывал: “Однажды я молился позади пророка ﷺ, который совершал молитву джаназа над женщиной, умершей от родов, и он встал напротив середины её тела”. аль-Бухари 1331, Муслим “Джаназа” 101.

От Абу Гъалиба сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах), совершая молитву джаназа над мужчиной встал напротив его головы, а совершая над женщиной, встал напротив середины её тела. Когда же его спросили, делал ли так посланник Аллаха ﷺ, он сказал: «Да». Абу Дауд 2/66, ат-Тирмизи 2/146. Иснад достоверный.

3. Во время молитвы джаназа желательно выстроиться в три ряда, однако многие мусульмане не придают этому должного внимания. Сообщается, что когда Малик ибн Хубайр совершал молитву джаназа, он ставил людей в три ряда, даже если их было мало, и говорил: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Обязательно попадёт в Рай тот человек, заупокойную молитву по которому совершили люди, выстроившиеся в три ряда»». (?).

Абу Умама (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Посланник Аллаха ﷺ совершил молитву джаназа с семью людьми, и в первом ряду он поставил троих, во втором двоих и в третьем двоих». ат-Табарани в «аль-Кабире» 7785.

4. Молитву джаназа можно совершать одновременно над несколькими телами, и в таком случае перед имамом следует поставить сначала мужчин, а затем женщин. Сообщается от Нафи’а, что Ибн ‘Умар (или Ибн аль-‘Ас) одновременно совершил джаназа над девятью умершими, и первыми лежали мужчины, а женщины были за ними (?) . Однако имам ан-Науауи считал, что по отдельности над каждым телом совершить молитву джаназа лучше, чем над несколькими сразу. См. «аль-Маджму’» 225.

Если же одновременно совершают молитву над женщиной и мальчиком, то ближе к имаму ставят мальчика. Сообщается от ‘Аммара, что когда он присутствовал на похоронах Умм Кульсум и её сына, её сына поставили перед имамом, а Умм Кульсум за сыном. ‘Аммар сказал: «Я был этим удивлён! Там среди людей были Ибн ‘Аббас, Абу Са’ид, Абу Къатада и Абу Хурайра (да будет доволен ими всеми Аллах). Я спросил их об этом, и они сказали: «Это — Сунна». ан-Насаий 1977, аль-Альбани подтвердил достоверность.

5. Женщины также могут совершать молитву джаназа над умершим. От ‘Абдуллаха ибн аз-Зубайра сообщается, “что ‘Аиша и другие жёны пророка (да благословит его Аллах и приветствует) совершили молитву джаназа над Са’дом ибн Абу Уаккъасом в мечети”. Муслим 973.

6. Если человек отсутствовал при похоронах своих близких, то он может пойти на могилу и совершить джаназа над ней. Но это можно сделать, если с момента смерти не прошло более месяца, до того пока тело начнёт разлагаться. Анас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что «пророк ﷺ совершил молитву джаназа над могилой после того, как её закопали». Ибн Маджа 1531. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Также от Джабира сообщается, что «пророк ﷺ совершил молитву джаназа над могилой женщины, которая была уже похоронена». ан-Насаий 2025. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

7. Если молитву джаназа совершают двое, то второму следует встать не рядом с имамом, а позади него. Сообщается, что однажды Абу Тальха позвал пророка ﷺ для совершения джаназа над ‘Умаиром ибн Абу Тальхой, когда тот скончался. Придя к ним, посланник Аллаха ﷺ совершил над ним молитву в их доме, (и во время молитвы) посланник Аллаха вышел вперед, Абу Тальха (да будет доволен им Аллах) встал позади него, а Умм Суляйм встала позади Абу Тальхи, и не было с ними (во время молитвы больше) никого (?).

Исходя из этого хадиса, следует, что если людей, совершающих джаназа двое, то второй стоит позади имама, а не рядом, как это делается в обычной молитве. Шейх аль-Альбани в «Ахкамуль-Джанаиз» говорил, что в этом хадисе упоминается самое малое количество людей присутствовавших на молитве джаназа, так как нет хадисов, где было бы указано меньшее количество, чем трое.

8. Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Пророк ﷺ запрещал совершать молитву джаназа, стоя между могилами». ат-Табарани в «аль-Аусат» 1/80. Иснад хороший.

Исходя из хадиса следует, что, совершая молитву джаназа над умершим (или над закопанным) нельзя становиться между могилами. Также не следует совершать джаназа и повернувшись лицом к могилам.

9. Молитву джаназа не обязательно совершать именно на кладбище, а лучше всего иметь специальное место, отведённое для этой молитвы. Во времена пророка ﷺ было специальное место, отведенное для совершения молитвы джаназа, которое называлось местом стояния Джибриля.

Кто проводит молитву джаназа?

Если умер мусульманин, то совершить над ним молитву джаназа имеет больше права имам, амир или его наиб, чем его родственник. Абу Хазим рассказывал: «Я присутствовал в день смерти Хасана ибн ‘Али, и я слышал как Хусейн Ибн ‘Али (брат Хасана) сказал Са’иду ибн аль-‘Асу (Са’ид ибн аль-Ас в то время был амиром Медины): «Становись вперёд, если бы это не было Сунной, то я не поставил бы тебя вперёд». Абу Хазим сказал: «А между ними в то время что-то было». аль-Хаким 3/171, аль-Баззар 814, предание хорошее.

А если нету амира или наиба, то должен совершить молитву над умершим тот, кто грамотней и лучше знает Книгу Аллаха, как сказал об этот посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Имамом для людей становится тот, кто лучше и грамотней читает Книгу Аллаха, а если в этом они равны, то тот, кто лучше знает Сунну». Муслим 2/133.

О совершении молитвы джаназа в мечети

От Ибн аз-Зубаира передаётся, что ‘Аиша сказала, чтобы тело умершего Са’да ибн Абу Уаккъаса занесли в мечеть для того, чтобы она совершила над ним джаназа, и людям это не понравилось. Тогда ‘Аиша сказала: “Как быстро вы забыли, что посланник Аллаха ﷺ совершил молитву над Сухайлям ибн Байда’ именно в мечети!” Муслим 973.

Большинство учёных считает, что совершать молитву джаназа в мечети дозволено, и на это указывают достоверные хадисы. Шейх аль-Мубаракфури сказал: “Достоверно известно, что ‘Умар совершил джаназа над Абу Бакром в мечети, а Сухайб совершил молитву джаназа в мечети над ‘Умаром, и ни один сподвижник пророка ﷺ не отрицал этого. Таким образом, сподвижниками пророка было принято единогласное решение (иджма’), что молитву джаназа совершать в мечети дозволено”. См. «Тухфатуль-Ахъюзи» 4/123.

Что же касается хадиса, в котором сказано: «Кто совершил молитву джаназа в мечети, тому нет ничего» Абу Дауд 3190, достоверный хадис, учёные, объединив эти хадисы, сказали, что делать молитву джаназа не в мечети лучше, о чём сказал Ибн аль-Къайим. См. “Задуль-Ма’ад” 1/502.

О совершении молитвы джаназа над отсутствующим

Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что «посланник Аллаха ﷺ сообщил людям о кончине Наджаши (Негуса) в тот самый день, когда он умер. Пророк ﷺ вышел к месту молитвы, построил людей рядами и произнёс четыре такбира». аль-Бухари 1245, Муслим “Джаназа” 62.

Ибн аль-Къайим (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Не было Сунной пророка ﷺ совершать молитву джаназа над каждым отсутствующим мусульманином, поскольку умирало много мусульман из отсутствующих, и пророк не совершал молитву над всеми ними, но имеются достоверные хадисы о том, что пророк ﷺ совершил молитву джаназа над Негусом (правителем Эфиопии, который умер в Эфиопии, будучи мусульманином).

В этом вопросе учёные разошлись во мнении:

1. Первое мнение состоит в том, что молитву джаназа дозволено совершить за любого отсутствующего мусульманина. И это мнение имамов аш-Шафи’и и Ахмада (да смилуется над ними Аллах).
2. Имамы Абу Ханифа и Малик (да смилуется над ними Аллах) считали, что так мог делать только пророк ﷺ и никто другой.
3. Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Истина в этом вопросе состоит в том, что если мусульманин умер в местности, в которой за него некому было совершить молитву, то за него следует её совершить”. И это мнение является самым лучшим. См. “Задуль-Ма’ад” 1/205.

О том, над кем совершается и не совершается молитва джаназа

Молитву джаназа следует совершать над каждым мусульманином, и дозволено не совершать её только над шахидами и детьми, не достигшими совершеннолетия.

Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что «шахидов, павших в битве при Ухуде, не омывали, не заворачивали (в саван), а хоронили их окровавленными, не совершив над ними молитву». Абу Дауд 3135, аль-Байхакъи 4/10. Хадис хороший.

От ‘Аиши (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что “когда умер Ибрахим, сын пророка ﷺ, ему было восемнадцать месяцев, и пророк не совершил над ним молитву”. Ахмад 6/267, Абу Дауд 3187, хадис хороший.

Однако есть хадисы, в которых сообщается, что посланник Аллаха ﷺ совершал джаназа как над шахидами, так и над детьми. От Ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах) сообщается, что «пророк совершил молитву джаназа над Хамзой и некоторыми сподвижниками, которые были убиты в день битвы при Ухуде». (?)

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «И над ребёнком совершается молитва». Ибн Маджа 1507, от Мугъиры. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Совершение над ними джаназа не является обязательным, хотя это сделать можно, и нет такого в Исламе, что над шахидом джаназа не совершается вообще. Шейх аль-Альбани сказал: «Нет сомнения в том, что совершить молитву над ними, если есть возможность, лучше, чем оставлять её, так как она — мольба и поклонение». См. «Ахкамуль-джанаиз» 108.

Джаназу можно также совершить и над выкидышем, поскольку в Сунне есть и такое. От Мугъиры ибн Шу’бы сообщается, что посланник Аллаха ﷺ сказал: «…и над выкидышем совершается молитва, но просят прощения и милости его родителям». (?)

Имам аш-Шаукани (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если совершается молитва над ребёнком, то желательно сказать: «О Аллах, сделай его для нас опередившим (в Раю), последователем и наградой». (?)

اللَّهُمَّ اجْعَلْهُ لَنَا فَرَطاً، وَ سَلَفاً، وَأجْراً

/Аллахумма-дж’альху ляна фаратан, уа саляфан, уа аджран/.

Не следует совершать молитву джаназа над детьми неверных.

О категориях людей, над которыми не совершал молитву пророк ﷺ

1. Тот, на ком был долг

Когда к пророку ﷺ приносили покойника, он спрашивал: «Есть ли на нём долг?» И если ему отвечали, что на нём не было долга, то он совершал над ним молитву, если же на нём был долг, он говорил сподвижникам, чтобы они совершили молитву, и не совершал её сам. См. “Задуль-Маад”.

От Абу Къатады (да будет доволен им Аллах) сообщается, что к посланнику Аллаха ﷺ однажды принесли одного умершего мусульманина из числа Ансаров, чтобы он совершил над ним джаназа, и пророк ﷺ сказал: «Совершите молитву над вашим другом, ибо на нём долг!» Абу Къатада сказал: “Он на мне”. Пророк спросил: «Ты выплатишь?» Он сказал: “Да, выплачу”. И после этого пророк ﷺ совершил над ним молитву. (Тот, кто взял на себя обязательства выплатить долг за умершего, должен это сделать как можно быстрее).

В другой версии этого хадиса сказано, что когда Абу Къатада сказал: “Долг на мне”. Пророк ﷺ сказал ему: «Долг на тебе и из твоего имущества, а умерший к нему уже не причастен». После этого, когда пророк встречал Абу Къатаду, он всё время спрашивал его о долге, и однажды он сказал: “Я выплатил его, о посланник Аллаха”. Пророк ﷺ сказал: «Почему же сейчас, когда его тело стало холодным?» аль-Хаким 2/58, аль-Байхакъи 6/74. Иснад хадиса хороший.

2. Самоубийца

Джабир ибн Самура (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что «один человек покончил жизнь самоубийством и пророк ﷺ не совершил над ним молитву». (?).

3. Укравший что-либо из трофеев

Сообщается, что когда к посланнику Аллаха ﷺ принесли тело мусульманина, который украл из трофеев, пророк сам не совершил молитву над ним, а сказал своим сподвижникам: «Совершите молитву над вашим другом». Ахмад 4/411, аль-Хаким 2/127. Достоверный хадис.

Из всего сказанного следует, что над такими категориями людей, как самоубийца и своровавший что-либо из трофеев можно совершать молитву, но не амиру, и уважаемым людям. Имам Ахмад сказал: «Над самоубийцей имам не совершает молитву, но это делают другие мусульмане». Это подтверждается тем, что пророк ﷺ сам не совершал над такими людьми молитву, но говорил своим сподвижникам, чтобы они совершили её, и таким людям не следует делать такие же похороны, как и праведным мусульманам, поскольку они совершили большой грех. См. «Задуль-Ма’ад»

Шейхуль-Ислам Ибн Таймия (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если кто-то (из имамов) не встанет на молитву за одного из них, для того, чтобы это было уроком для других людей, то в этом есть благо. Но если вместе с этим он обратиться с мольбой для них про себя, то он совершит два благих деяния». См. «аль-Ихътиярат» 52.

Над кем запрещено совершать молитву джаназа

Большим грехом в Исламе является просить прощения у Аллаха или совершать погребальную молитву над неверными. Всевышний Аллах сказал: «Никогда не совершай молитву над тем, кто умер из них, и не возноси мольбу над могилой его, ибо поистине, они не уверовали в Аллаха и в посланника Его и умерли будучи нечестивцами». (Покаяние, 84).

Нельзя испрашивать прощения даже для близкого родственника, если он был неверным, и доказательством этому служит следующий аят: «Не подобает пророку и тем, которые уверовали, испрашивать прощения для многобожников, даже если они им были близкими родственниками, после того, как им стало ясно, что они обитатели Огня». (Покаяние, 113).

Это относится также и к тем, кто враждует с мусульманами и Исламом, а также призирает тех, кто поклоняется Аллаху и называет их «вахабистами» или же помогает врагам Ислама и мусульман в борьбе против них, что также является проявлением большого неверия.

Имам ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Молитва джаназа над неверным и мольба о прощении для него — запрещено Къураном и единогласным решением общины мусульман (ид-жма’)». См. «аль-Маджму’» 5/144.

Сокращённо из материалов, подготовленных общиной мусульман КБР
«Обряды похорон в Исламе, в соответствии с Кораном и Сунной»
Подготовил: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.