Что говорится про вино в Коране и Сунне?

06.06.2011 | Автор:

Знай, да поможет Аллах нам, тебе и всем мусульманам прийти к тому, что Он любит и что Ему угодно, что разум относится к числу наилучших даров Аллаха человеку. Сообщается, что о словах Аллаха Всевышнего “И Мы почтили сынов Адама” “Ночное путешествие”, 70. Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Здесь имеется в виду разум”. Передают, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Никто ещё не приобретал того, что по достоинству своему было бы равно достоинству знания, которое направляет знающего к правильному пути или отвращает его от гибели, и не стать правильной религии человека, пока не придёт в порядок его разум”.

Аллах наделил человека разумом, чтобы с его помощью он мог отличать полезное от вредного, усвоил законы, установленные Аллахом, понял, почему прекрасное является прекрасным, а безобразное — безобразным, и узнал, какими правами обладают Аллах и Его посланники и как следует вести себя с рабами Аллаха. Разум является такой драгоценностью, которая не имеет цены. Более того, весь мир этот ничего не стоит по сравнению с разумом, значение которого огромно и посредством которого Великий Аллах возвысил людей настолько, что стал обращаться к ним со Своими словами, ведь тому, кто служит Всевышнему, разум позволяет выполнять возложенные на него обязанности. Благодаря разуму человек может не только заслужить право на то, чтобы оказаться в числе гостей Всевышнего в раю, являющемся обителью щедрости, но и подняться до таких высот, с которых он увидит своего Всевышнего Господа в обители благоволения. Воистину ценность любой вещи определяется тем, в какой мере проявилось в ней влияние разума, и в этом с ним не может сравниться ничто иное, сколь бы великим это ни было. Дело в том, что разум представляет собой величайший дар Аллаха человеку не только в земной жизни, ведь даже рай не будет раем, если там человек окажется лишённым разума! Если это понятно, знай, что различия в положении людей определяются их разумом, и чем сильнее разум человека, тем более он способен удерживать свою душу от всего излишнего. Можно сказать, что в этом отношении самым разумным из верующих является тот, кто больше всех боится Аллаха, тогда как человек, разум которого слаб, не в состоянии удержать свою душу от удовлетворения её прихотей.

Разум (‘акль) относится к числу таких вещей, само название которых указывает на их смысл1, а получил он такое название ввиду того, что в большинстве случаев разум связывает человека, не позволяя ему совершать неподобающее. Вот почему когда человек сходит с ума, он становится подобен дикому зверю, бросающемуся на всё, что стоит на его пути.

Цель этого введения, в котором говорится о разуме, состоит в том, чтобы показать, что часть людей пребывает в состоянии ослепления. Такие люди сами низвели себя со ступени совершенства, занимать которую было предназначено им Аллахом, до уровня животных или опустились ещё ниже, ведь они согласились стать разрушителями всего достойного  и распространителями порочного. Они оказались под властью шайтана, который сыграл с ними злую шутку, направив их к тому, чтобы на время они сами себя лишали разума, принимая наркотики или предаваясь пьянству. И подобное насилие над разумом, которым почтил их Аллах, эти люди осуществляют не раз в жизни и не раз в год, но занимаются этим постоянно, да избавит нас от этого Аллах!

Неужели эти несчастные не знают, что спиртное порождает всё мерзкое и порицаемое и может привести ко всеобщему упадку? Речь идёт об упадке религии, нравственном разложении, расстройстве разума, ухудшении здоровья, разорении и пагубных последствиях для потомства, и поэтому пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Сторонитесь вина, ибо, поистине, оно является причиной всех зол”. аль-Хаким.

Что говорится о запретности вина в Коране?

Аллах Всевышний сказал: «Они спрашивают тебя о вине и майсире2. Скажи: “В этом — великий грех и (некоторая) польза для людей, но греха в этом больше, чем пользы”». “Корова”, 219. Это значит: они спрашивают тебя об установлении относительно вина.

Вино, выжимается из винограда, начинает бродить и поверхность его покрывается пеной, а названо так вино (хамр) было по той причине, что оно как бы покрывает (тахмуру) разум. От этого же корня образовано и слово “химар” — покрывало, которое скрывает лицо женщины, а также слово “хамир” — человек, утаивающий свидетельские показания. Говорят также, что вино получило своё название по той причине, что оно лишает разума, и отсюда выражение “хамара-ху да’” (его постигла болезнь).

Аллах Всевышний сказал: “О те, кто уверовал! Поистине, вино3, майсир, идолы и гадание по стрелам есть не что иное, как скверна из числа дел шайтана 3, так сторонитесь же этого, чтобы вы могли преуспеть!” “Трапеза”, 90.

Аллах Всевышний также сказал: “Поистине, шайтан хочет только посеять между вами вражду и ненависть с помощью вина и майсира и отвратить вас от поминания Аллаха и от молитвы, так прекратите ли вы заниматься этим?” “Трапеза”, 91.

Что говорится о запретности вина в хадисах посланника
Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?

1) Причина запрета

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Всё опьяняющее равнозначно вину, а любое вино запретно”. Муслим, Ахмад, Абу Дауд и др.

Сообщается, что Кайс бин Са‘д бин ‘Убада, да будет доволен им Аллах, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, всё опьяняющее равнозначно вину, а любое вино запретно, и ни в коем случае не пейте губайру4”. Ахмад и Абу Йа‘ля.

Сообщается, что ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала: Как-то раз посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, задали вопрос относительно бит‘а5 и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Любой опьяняющий напиток запретен”. Малик, Ахмад, аш-Шафи‘и, аль-Бухари, Муслим и Абу Дауд.

В примечаниях к “Ар-рауд аль-марба‘” выдающийся учёный ‘Абд ар-Рахман бин Касим пишет: ‘Умар сказал: “Всё то, что лишает разума, приравнивается к вину”. Ар-Рагиб и другие говорили: “Всё то, что покрывает собой разум, называют вином (хамр), которое именуется так по той причине, что оно лишает (тухамиру) человека разума и скрывает его, и такого же мнения придерживается большинство знатоков арабского языка”.

2) Вино было названо причиной дурных поступков

Передают со слов ‘Абдуллаха бин ‘Амра, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Вино является причиной непристойных поступков и величайших грехов, ведь тот, кто употребляет его, прекращает молиться и (может) совершить половое сношение с собственной матерью или тёткой”. ат-Табарани.

3) Вино запретно употреблять и в малых количествах, не говоря уже о больших

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Запретным является малое количество того, употребление чего в большом количестве вызывает опьянение”. Ахмад, Абу Дауд и Ибн Маджа.

Передают со слов ‘Аиши, да будет доволен ею Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Всё опьяняющее запретно и запретной является пригоршня того, употребление фарака6 чего приведёт к опьянению”. Ахмад, Абу Дауд и ат-Тирмизи.

4) Проклят не только употребляющий вино, но и всякий, кто имеет к нему отношение

Сообщается, что Анас, да будет доволен им Аллах, сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проклял десятерых имеющих отношение к вину: того, кто давит вино, того, кто просит делать это, того, кто пьёт вино, того, кто доставляет его, того, кому его доставляют, того, кто наливает его, того, кто продаёт его, того, кто получает за это деньги, того, кто покупает его, и того, для кого оно покупается”. Ибн Маджа и ат-Тирмизи.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, Аллах объявил запретным вино и получаемые за него деньги”. Абу Дауд.

Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Ко мне явился Джибрил и сказал: “О Мухаммад, поистине, Всемогущий и Великий Аллах проклял вино, и того, кто его давит, и того, кто просит делать это, и того, кто его пьёт, и того, кто его доставляет, и того, кому его доставляют, и того, кто его продаёт, и того, кто его покупает, и того, кто поит им других, и того, кто его черпает”». Ахмад, аль-Хаким и аль-Байхаки.

5) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, говорит, что не обладает верой тот, кто употребляет вино

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Когда прелюбодей прелюбодействует, верующим он не является7, и когда кто-нибудь пьёт вино, верующим он не является, и когда вор совершает кражу, верующим он не является”. аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ан-Наса’и.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Пусть не пьёт вино тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, и пусть не садится за такой стол, за которым пьют вино тот, кто верует в Аллаха и в Последний день”. ат-Табарани.

6) Наказание, установленное для того, кто употребляет вино

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что по велению пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, за употребление вина виновного били голыми пальмовыми ветвями и сандалиями, а Абу Бакр, да будет доволен им Аллах, назначал за это наказание в сорок ударов. аль-Бухари и Муслим.

7) В мире вечном человеку, употребляющему вино, грозит суровое наказание

Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что как-то раз пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Троим не войти в рай: тому, кто постоянно предаётся пьянству, тому, кто порывает родственные связи, и тому, кто верит в колдовство, а того, кто умрёт, так и не прекратив пьянствовать, Аллах заставит поить из реки аль-Гаута”. Его спросили: “А что такое река аль-Гаута?” Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: “Это — река, что станет течь из половых органов торговавших собой женщин, запах от половых органов которых будет доставлять мучения тем, кто окажется в пламени ада”. Ахмад, Абу Йа‘ля, Ибн Хиббан и аль-Хаким.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Когда человек, постоянно предававшийся пьянству, умрёт, он встретит Аллаха подобно идолопоклоннику”. Ахмад.

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Аллах объявил рай запретным для троих: для того, кто постоянно предаётся пьянству, для проявляющего непочтительность к родителям, и для сводника, насаждающего порок в собственной семье”. Ахмад.

Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Всё, что опьяняет, (равнозначно) вину, и всё опьяняющее запретно. Молитва того, кто выпьет что-либо опьяняющее, не будет благой в течение сорока дней, но если он покается, Аллах примет его покаяние. Если же (человек) вернётся (к этому) в четвёртый раз, он будет достоин того, чтобы Аллах заставил напоить его тем, что именуется “тинат аль-хабаль”». Его спросили: «А что такое “тинат аль-хабаль”, о посланник Аллаха?» — на что он ответил: “Гной тех, кто окажется в пламени ада”. Абу Дауд и ат-Тирмизи.

Передают со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Для того, кто станет пить вино в мире дольнем и не принесёт за это покаяние, оно станет запретным в мире вечном”. Абу Дауд, Ибн Маджа и ан-Наса’и.

8) Вино является причиной всех зол

Сообщается, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, сказал: Тот, кого любил я больше всех, да благословит его Аллах и да приветствует, дал мне такое наставление: “Не поклоняйся наряду с Аллахом никому, даже если тебя разрежут на куски или сожгут, и не пропускай намеренно обязательную молитву, ибо тот, кто пропустит её намеренно, будет лишён защиты Аллаха, и не пей вино, ибо, поистине, оно является причиной всех зол”. Ибн Маджа.

9) Вино является запретным, даже если ему дают другое название

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Аллах заставит провалиться сквозь землю и превратит в обезьян и свиней тех людей из моей общины, которые пьют вино, называя его по-другому, в то время как в их присутствии играют на музыкальных инструментах и поют певицы”. Ибн Маджа и Ибн Хиббан.

10) Молитвы человека, выпившего вина, не будет приниматься в течение сорока дней

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Кто бы из членов моей общины ни выпил вина, молитва его не будет приниматься в течение сорока дней”. аль-Хаким.

Сообщается, что как-то раз посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Всё, что опьяняет, равнозначно вину, и всё опьяняющее запретно. Молитва того, кто выпьет что-либо опьяняющее, будет задержана на сорок дней, но если он покается, Аллах примет его покаяние. Если же человек вернётся к этому в четвёртый раз, он будет достоин того, чтобы Аллах заставил напоить его тем, что именуется “тинат аль-хабаль”». Его спросили: «А что такое “тинат аль-хабаль”, о посланник Аллаха?» — (на что) он ответил: «Гной тех, кто окажется в пламени ада. И напоивший вином малолетнего, который не в состоянии отличать дозволенное от запретного, будет достоин того, чтобы Аллах заставил напоить его тем, что именуется “тинат аль-хабаль”». Абу Дауд.


1 Слово “‘акль” означает также — связывание, спутывание.
2 Майсир — род азартной игры с помощью стрел на доли туши верблюда. Выигравший раздавал бедным весь свой выигрыш за исключением ставки, которую он сделал.
3 Здесь имеются в виду любые опьяняющие напитки.
4 Губайра — опьяняющий напиток, который эфиопы делали из проса.
5 Бит‘ — медовое вино, которое пили в Йемене.
6 “Фарак” или “фарк” (более употребительная форма — “фарак”) — мера веса и мера сыпучих тел. Один фарак равен шестнадцати ратлям, а один ратль соответствует примерно 450 гр. Говорят также, что это относится к тем случаям, когда использует слово “фарак”, тогда как “фарк” равен 120 ратлям.
7 Здесь подразумевается, что вера такого человека уменьшается.

Из книги Набиля бин Мухаммада Махмуд «Вино – причина всех зол и скверна из числа дел шайтана».

Источник: Сайт "Дом Ислама"
Перевод: Владимир Абдулла Нирша
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.