Как бороться с гневом

27.12.2011 | Автор:

Вопрос: Каким образом человек может совладать со своими нервами? Я очень вспыльчивый человек, и когда сержусь, я покидаю данное место, поминая Аллаха со словами «Нет силы и мощи, кроме как у Аллаха», однако это не помогает. Как мне быть?

Ответ: Хвала Аллаху.

Гнев является одним из проявлений наущения шайтана, по причине которого с человеком случаются несчастья и другие проблемы, о которых ведомо одному Аллаху. И по этой причине в шариате основательно рассмотрен данный недостаток человеческого характера. В сунне Посланника Аллаха ﷺ приводятся способы избавления от этой болезни или ограничения его (гнева) последствий, и из них:

1. Прибегание к Аллаху от Сатаны

Сулейман ибн Сард сказал: «Я сидел вместе с Пророком ﷺ, когда двое мужчин начали ругаться друг с другом так, что лицо одного из них покраснело, а вены на шее вздулись. Тогда Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поистине я знаю слова, произнеся которые он избавится от того, что его постигло: Я прибегаю к Аллаху от проклятого Сатаны» (А’узу би-Лляхи мина-ш-шайтони-р-раджим). Хадис передали имамы аль-Бухари и Муслим, аль-Фатхь (6/337) и (2610) соответственно.

Также Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда кто-то гневается и скажет “Я прибегаю к Аллаху от проклятого Сатаны”, то его гнев стихнет». Сахих Джами’ Сагир (695).

2. Сохранять молчание

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда кто-то из вас гневается, пусть замолчит». Хадис приводит Имам Ахьмад, Муснад (1/329), Сахих аль-Джами’ (693, 4027).

И это наставление по причине того, что гневающийся не контролирует свои чувства в большинстве случаев и может сказать слова неверия, да убережет нас Аллах от них, или проклятия, или может дать развод, который разрушит его семью, или в его словах будет ругань и порицание, которое может привести к вражде и неприязни со стороны окружающих. Вкратце: молчание является решением, помогающим избежать всего вышеперечисленного.

3. Не двигаться

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Когда один из вас гневается, то пусть он сядет, если стоит. Если его гнев не пройдет, то пусть он ляжет».

Этот хадис передал Абу Зарр (да будет им доволен Аллах), и с этим хадисом связана следующая история: Абу Зарр поил своего верблюда водой из своего колодца, когда мимо него проходили люди, один из которых сказал: «Кто из вас опередит Абу Зарра (в черпании воды из колодца) таким образом, чтобы у него волосы встали дыбом?» Один из них вызвался это сделать, и в результате сломал колодец. Абу Зарр полагал, что человек собирается ему помочь напоить верблюда, а вместо этого он его обидел и сломал колодец.

После этого Абу Зарр сел, а затем лег. Когда его спросили о том, почему он сначала сел, а затем лег, он ответил: «Посланник Аллаха ﷺ сказал…» и далее упомянул приведенный выше хадис. Муснад имама Ахмада (5/152), также Сахих аль-Джами’ (694).

Это наставление Пророка ﷺ направлено на удерживание гневающегося от безрассудных поступков, которые могут привести к драке, нанесению увечий или даже убийству – как об этом будет рассказано ниже – или же действий, которые пагубно скажутся на его имуществе и т д. И поэтому, человек в сидячем положении менее подвержен ярости и возбуждению, а в лежачем положении, он еще меньше предрасположен нанести кому-либо вред.

Выдающийся ученый аль-Хаттабий передал толкование данного хадиса от Абу Дауда: «Стоящий сам по себе готов к дальнейшим действиям, удару и т д. Сидящий – менее способен на это, а лежащий – не способен на подобные действия (если он не встанет). И повеление Пророка ﷺ сесть или лечь направлено на удержание гневающегося от действий, в совершении которых он будет раскаиваться потом». Сунан Абу Дауда, Ма’алим ас-Сунан (5/141).

4. Следовать завещанию посланника Аллаха ﷺ:

Передается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что один человек сказал Пророку ﷺ: «Сделай мне наставление!» Он  ответил: «Не гневайся». Этот человек повторил свою просьбу несколько раз, и Пророк ﷺ повторил “Не гневайся” несколько раз. Хадис передал аль-Бухари,  см. «Фатхуль Бари» (10/456).

В другой версии этого хадиса говорится, что этот человек сказал: «И я подумал над тем, что сказал Пророк ﷺ и понял, что гнев содержит в себе все зло». Муснад Ахьмада (5/373).

5. Не гневайся, и тебе будет рай. Достоверный хадис

Этот достоверный хадис приводится в Сахих аль-Джами (7374), см. «аль-Фатх» (4/465).

И если человек вспомнит что Аллах (Свят Он и Велик) обещал богобоязненным, которые сторонятся причин, приводящих к гневу, и делает джихад со своей душой, стараясь ее сдерживать, это является одной из основных причин, способствующих тушению огня гнева. И также то, что было обещано из великой награды тем, кто сдерживает себя в гневе, как это сказано в хадисе Пророка ﷺ: «Тот, кто сдержит себя в гневе, в то время как он может совершить какое-либо действие в соответствии с ним, наполнит Аллах (Свят Он и Велик) его сердце довольством в День Воскресенья». Хадис передал ат-Табараний (12/453), также он приводится в Сахих аль-Джами’ (176).

Также другая великая награда обещана Пророком ﷺ: «Тот кто сдержит свой гнев, в то время как он может действовать в соответсвии с ним, вызовет его Аллах (Свят Он и Велик) перед своими творениями в День Воскресенья и позволит ему выбрать из гурий ту, которую он пожелает».  Хадис передали Абу Дауд (4777) и другие, и назвал хорошим в Сахих аль-Джами’ (6518).

6. Понимание высокого статуса и преимуществ того, кто контролирует себя

Посланник Аллаха ﷺ сказал: «Не тот силен, кто может победить в борьбе, а тот силен, кто сможет сдержать себя во время гнева». Ахьмад (2/236), согласованный хадис.

И чем сильнее гневается человек, тем выше статусом бывает тот, кто сможет себя сдержать. Сказал Пророк ﷺ: «Самый сильный — тот, кто у кого от гнева покраснело лицо и вздулись вены, и он смог победить свой гнев». Хадис привел Имам Ахьмад (5/367), и назвал его хорошим в Сахих аль-Джами (3859).

Анас (да будет доволен им Аллах) передал, что Пророк ﷺ как-то проходил мимо дерущихся людей и спросил: «Что это?» Ему ответили, что один из дерущихся самый сильный, и если он дерется с кем-то, то он его всегда побеждает. Пророк ﷺ сказал: «Не указать ли вам на того, кто сильнее его? Это тот, по отношение к которому совершили несправедливость, а он сдержал свой гнев и победил его, и победил своего шайтана и шайтана того, кто его притеснил». Хадис передал аль-Баззар. Ибн Хаджар назвал его иснад хорошим, аль-Фатх (10/519).

7. Следование примеру Пророка ﷺ в гневе

Пророк ﷺ является нашим лидером, и он установил для нас высочайший пример для подражания в этом вопросе, как это передано в ряде хадисов. Одним из самых известных является хадис от Анаса, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Я шел вместе с Посланником Аллаха ﷺ и он был в наджранском плаще с грубым воротником. К нему подошел бедуин и схватил его грубо за край плаща, и я увидел следы от воротника плаща на его шее. Затем бедуин сказал: «О Мухаммад, дай мне некоторые из богатств Аллаха, что Он тебе дал». Пророк ﷺ повернулся к нему и улыбнулся, а затем приказал, чтобы ему дали что-то». Согласованный хадис. «Фатх аль-Бари» (10/375).

Еще один способ, которым мы можем следовать примеру Пророка ﷺ, это сделать свой ​​гнев ради Аллаха, когда Его права нарушены. Этот вид гнев, заслуживающий высокой оценки. Так Пророк ﷺ рассердился, когда ему сказали об имаме, который отпугивал людей от молитвы, читая слишком длинные суры Корана. Он также разгневался, когда увидел занавеску с изображением живых существ в доме Аиши (да будет доволен ею Аллах). Он разгневался также, когда Усама говорил с ним о женщине из племени Махзум, которая украла, сказав: «Неужели вы заступаетесь за того, кто нарушил одну из границ Аллаха?», а также когда ему задавали вопросы, которые ему не нравились. И его гнев был исключительно ради Аллаха.

8. Понимание того, что противление генву является одним из признаков праведности

Это те, которых восхвалил Аллах в Своей Книге и Его посланник ﷺ и приготовил для них сады Рая, ширина которого как небеса и земля. И из их качеств: «…которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро» (сура «Семейство Имрана», аят 134).

И это те, благородные нравы которых и их прекрасные качества и деяния были упомянуты Аллахом, и те, кем восхищаются люди и стараются быть на них похожи. И одним из их качеств является: «… которые избегают великих грехов и мерзостей и прощают, когда гневаются» (сура «Шура», аят 37).

9. Прислушиваться к напоминанию

Гнев является частью человеческой природы, который проявляется у людей по разному. Сдерживать гнев может быть очень тяжело для человека, но тот, кто искренен, если ему напомнить об Аллахе в минуты приступа гнева, вспомнит Его, и не выйдет за пределы Его установлений. Ниже приводятся некоторые примеры таких людей:

Ибн ‘Аббас (да будет доволен ими Аллах) сообщил, что мужчина попросил разрешения поговорить с Умаром ибн аль-Хаттабом (да будет доволен им Аллах), и когда получил его, сказал: «О ибн аль-Хаттаб, ты не даешь нам достаточно (из имущества) и ты не судишь между нами по справедливости». Умар (да будет доволен им Аллах) был так зол на него, что он готов был ударить его, когда аль-Хурр ибн Кайс, который присутствовал при этом, сказал: «О правитель правоверных, Аллах сказал своему Пророку ﷺ: “Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд” (сура «аль-А’раф», аят 199). Поистине этот человек один из невежд». И клянусь Аллахом, Умар не смог преступить повелений этого аята, зачитанного аль-Хурром и остановился, придерживаясь Книги Аллаха. Передал аль-Бухари, аль-Фатх (4/304).

Именно таким должен быть мусульманин, и не должен быть подобен лицемеру, который, когда один из сподвижников привел хадис Пророка ﷺ: «Ищите убежища у Аллаха от шайтана», ответил: «Вы думаете, что я сошел с ума? Уходи!» Передал аль-Бухари, аль-Фатх (1/465).

10. Понимание пагубных последствий гнева

Негативных последствий гнева много, и все они наносят ущерб как самому гневающемуся, так и окружающим. Человек в гневе может произносить слова клеветы и непристойности, он может нападать на других (физически) не контролируя себя, вплоть до убийства.

Следующая история содержит ценный урок:

Иклима ибн Ваиль сообщил, что его отец (да будет доволен им Аллах) сказал ему: «Я сидел с Пророком ﷺ, когда один человек пришел к нему, ведя другого человека, привязанного к веревке. Он сказал: «О Посланник Аллаха, этот человек убил моего брата». Посланник Аллаха ﷺ спросил его: «Ты убил его?». Он сказал: «Да, я убил его». Он спросил: «Как ты убил его?». Он сказал: «Он и я трясли дерево, чтобы опавшие листья стали кормом для животных, и он оклеветал меня. Я разгневался, ударил его голове топором и убил его…» Хадис приводится в Сахихе Муслима (1307).

Гнев может привести к меньшему, чем убийство, может привести к избиению или причинению другого вреда. Если тот, кто вызвал гнев, убежал, то гневающийся обращает свой гнев на самого себя, и он может рвать на себе одежду, или бить себя по щекам, или может упасть без сознания, или у него может случиться припадок, или он может обратить свой гнев на окружающие его предметы и бить посуду или ломать мебель.

В худшем случае, гнев приводит к разрыву семейных отношений, то есть разводу. Спросите многих из тех, кто развелся со своими женами, когда и как они развелись, и они скажут вам, что дали развод именно в момент гнева. Этот развод приводит к страданиям детей, сожалению и разочарованию, тяжелой и трудной жизни — и все это, как результат гнева. Если бы они вспомнили Аллаха, сдержали гнев и искали убежища у Аллаха, ничто из этого не случилось бы. Однако противодействие шариату приводит только к убыткам.

А тот вред, который наносит гнев человеческому здоровью, могут описать только врачи: тромбоз, повышение артериального давления, тахикардия (аномально учащенное сердцебиение) и гипервентиляция (быстрое, поверхностное дыхание), которое может привести к фатальным сердечным приступам, диабету и другим проблемам. Мы просим Аллаха для нас хорошего здоровья.

11. Гневающийся должен помнить о себе в моменты гнева

Если бы сердитый человек мог видеть себя в зеркале, когда он злится, то ему очень не понравилось бы, как он выглядит. Если бы он видел, как он меняется, и как его тело начинает трясти, и как его сущность начинает  меняться, как его глаза начинают сверкать нездоровым блеском, и как его поведение начинает выходить из под контроля, начиная походить на поведение сумасшедшего, он стал бы презирать себя и был бы возмущен своим ​​внешним видом. Хорошо известно, что внутреннее уродство хуже, чем внешнее, и как радуется шайтан, когда человек находится в таком состоянии! Мы ищем убежища у Аллаха от шайтана и от того, чтобы оказаться из числа потерпевших убыток.

12. Дуа

Дуа является оружием верующего, с помощью которого он просит Аллаха, чтобы Он защитил его от зла, бед и плохого поведения, и ищет прибежища у Него от впадения в неверие или совершения неправомерных действий из-за гнева. Одна из трех вещей, которые могут помочь гневающемуся спастись, это: быть справедливым как в моменты довольства, так и в моменты гнева. Сахих аль-Джами (3039). Одним из дуа Пророка ﷺ был:

اللهم بعلمك الغيب وقدرتك على الخلق أحيني ما علمت الحياة خيراً لي ، وتوفني إذا علمت الوفاة خيراً لي ، اللهم وأسألك خشيتك في الغيب والشهادة ، وأسألك كلمة الإخلاص في الرضا والغضب ، وأسألك القصد في الفقر والغنى وأسألك نعيماً لا ينفد ، وقرة عين لا تنقطع ، وأسألك الرضا بعد القضاء ، وأسألك برد العيش بعد الموت ، أسألك لذة النظر إلى وجهك والشوق إلى لقائك ، في غير ضراء مضرّ ة ولا فتنة مضلّة الله زينا بزينة الإيمان واجعلنا هداة مهتدين

«О Аллах, прибегаю к Твоим знаниям сокровенного и к Твоей власти над творениями. Дай мне жизнь, если Ты знаешь, что жизнь лучше для меня, и забери мою душу, если Ты знаешь, что смерть лучше для меня. О Аллах, я прошу у Тебя богобоязненности, скрыто и явно, и также прошу у Тебя слово истины в довольстве и гневе, и прошу у Тебя умеренности в бедности и богатстве, и прошу у Тебя непрекращающегося благословения и усладу для глаз, которая не заканчивается. Прошу у Тебя довольства после Расчета и благой жизни после смерти. О Аллах, дай мне насладиться лицезрением Твоего лика и встречей с Тобой без вреда или вводящей в заблуждение фитны. О Аллах, укрась нас украшением веры и сделай нас из тех, кто ведет и следует по прямому пути».

И хвала Аллаху, Господу миров.

Шейх Мухаммад Солих аль-Мунаджид.

Islam Q&A Фатва № 658
Перевел Мусафир для sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.