И’тикаф, его хукм и шариатское обоснование

20.08.2011 | Автор:

Вопрос: Каково шариатское постановление (хукм) и’тикафа (пребывания в мечети)?

Ответ: Хвала Аллаху.

Во-первых: И’тикаф узаконен Кораном, Сунной и иджма’ом (консенсусом исламских ученых). Что касается доказательств из Корана, это слова Всевышнего: «Мы повелели Ибрахиму и Исмаилу очистить Мой Дом (Каабу) для совершающих обход, пребывающих (и’тикаф), кланяющихся и падающих ниц» (Сура «Корова», 2:125).

А также Его слова: «Не вступайте с ними (т.е. с вашими жёнами) в близость, когда вы пребываете (и’тикаф) в мечетях». (Сура «Корова», 2:187).

Что касается доказательств из Сунны, — есть много хадисов, например, хадис от Аиши, да будет доволен ею Аллах, которая рассказала, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал и’тикаф последние 10 дней Рамадана, пока Аллах не забрал его к Себе. И после него продолжали совершать и’тикаф его жёны. Хадис приводится у аль-Бухари (2026) и Муслима (1172).

Что касается доказательств из иджма’а, то более одного ученого поведали о консенсусе ученых насчет шариатского предписания и’тикафа. Например, ан-Навави, Шайх Ислама Ибн Таймийа и др. (См. Маджму’ 6/404, аль-Муг’ни 4/456, Шархь аль-‘Умда 2/711).

Сказал Шайх Ибн Баз в Маджму’ аль-Фатава (15/437): «Нет сомнения в том, что и’тикаф в мечети является средством приближения к Аллаху, а и’тикаф в Рамадане превосходит и’тикаф в другое время. Его можно делать как в Рамадене, так и в другое время».

Во-вторых: Хукм и’тикафа. В основе, и’тикаф является Сунной, а не ваджибом, но для тех, кто дал обет, что он совершит его, это является ваджибом, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто дал обет подчиняться Аллаху, пусть повинуется Ему, а кто дал обет ослушаться Аллаха, пусть не ослушается Его». Хадис передал аль-Бухари (6696).

Умар, да будет доволен им Аллах, сказал: «О, посланник Аллаха, во время джахилийи я дал обет сделать и’тикаф в течение одной ночи в Масджид аль-Харам». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Исполни свой обет» (6697).

Ибн аль-Мунзир сказал в своей книге «аль-Иджма’» (с. 53): «Они единодушно согласились, что и’тикаф является сунной и не является обязательным, если человек сам не сделает его обязательным для себя, дав обет. В этом случае он становится для него ваджибом». (См. книгу «Фикх аль-И’тикаф» доктора Халида аль-Мушайкъихь, стр. 31).

Islam Q&A, фатва № 48999
Перевод: sawab.info
Метки:
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.