Близость с женой во время менструаций или послеродовых кровотечений
Вопрос: Дозволено ли ласкать жену, когда у неё менструация (хайд) или послеродовое кровотечение (нифас)?
Ответ: Вся хвала Аллаху.
Близость и ласки мужчины со своей женой, когда у неё менструация или послеродовое кровотечение, бывают трёх видов:
1- совокупление во влагалище. Это является запрещенным (харам) по единодушному мнению всех мусульман. На это указывает коранический текст. Сказал Всевышний Аллах (перевод смысла): «Они спрашивают тебя о менструациях. Скажи: „Они (то есть менструации) — нечисты. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся“» (сура «аль-Бакара», аят 222).
2- близость, а именно ласкание (поцелуи, объятия или касания и др.) того, что находится выше пупка и ниже колена. Это является разрешенным (халяль) по единодушному мнению всех ученых. См.: «Шарх Муслим» ан-Навави; «аль-Мугни» (1/414).
3- близость, ласкание (поцелуи, объятия или касания и др.) того, что находится между пупком и коленом, кроме совокупления во влагалище или в задний проход. В отношении этого ученые разошлись во мнениях. Имамы Абу Ханифа, Малик и аш-Шафи‘и считали, что подобное запретно (харам), а имам Ахмад считал, что это дозволено. Мнения имама Ахмада придерживались и некоторые из ханафитов, маликитов и шафи‘итов. Ан-Навави сказал: «Это — наиболее сильное доказательство, и это — то мнение, которое следует выбрать».
Ученые, считающие третий вид дозволенным, опирались на Коран и Сунну. Что касается Корана, то они опирались на предыдущий аят: «Они спрашивают тебя о менструациях (аль-махид). Скажи: „ Они (то есть менструации) — нечисты. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся“».
Ибн ‘Усеймин сказал: «Слово „аль-махид“, упоминаемое в аяте, означает время менструации и их место. Место менструации является влагалище. Пока у женщины есть менструации, совокупление с ней во влагалище запрещено (харам)». «аш-Шарх аль-Мумти‘» (1/413).
Ибн Кудама сказал: «Приказ избегать непосредственно место выхода крови, как это выделено в аяте, указывает дозволенность всего, что кроме этого». «аль-Мугни» (1/415).
Что касается Сунны. Передаётся от Анаса, что когда у женщины из иудеев начиналась менструация, её не приглашали к столу и не собирались с ними (т. е. женщинами в период менструаций – прим. пер.) в одном доме. Тогда сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, обратились к Пророку, и Всевышний Аллах ниспослал аят: «Они спрашивают тебя о менструациях (аль-махид). Скажи: „ Они (то есть менструации) — нечисты. Посему избегайте половой близости с женщинами во время менструаций и не приближайтесь к ним, пока они не очистятся“…» (сура «аль-Бакара», аят 222).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Делайте всё, кроме совокупления». Когда иудеи услышали об этом, то воскликнули: «Этот человек не хочет оставить ничего из наших дел, не поступив наперекор нам!!» Хадис привёл Муслим (302).
Ан-Навави сказал: «„Не собирались с ней в одном доме“, то есть не общались с ними и не жили с ними в одном доме».
Абу Дауд (272) передал от ‘Икримы, от некоторых жён Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что если посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желал чего-нибудь от своей жены во время менструации, то набрасывал на её половые органы одежду. Ибн Хаджар сказал: «У этого хадиса сильная цепочка передатчиков». Аль-Албани сказал, что хадис достоверен в «Сахих Аби Дауд» (242).
В «Фатава ал-ляджна ад-даима» (5/395) сказано: «Мужу запрещено совокупляться с женой во влагалище, когда у неё менструации, но разрешено иметь близость с ней (и ласкать всё), кроме этого».
Если мужчина желает насладиться своей женой, то ему лучше велеть жене одеть что-то, что закрывало область между пупком и коленями. А после уже иметь близость, а именно ласкать (целовать, обнимать или касаться и др.) всё, что кроме этого.
‘Аиша сказала: «Если у одной из нас была менструация, и посланник Аллаха желал вступить с ней в близость, то он повелевал ей завернуться в изар (одежда, прикрывающая всё, что между пупком о коленями – прим. пер.), когда менструация была сильной (или в начале периода менструаций, как разъяснял это аль-Хаттаби), а после имел с ней близость». Хадис привели аль-Бухари (302) и Муслим (2293).
Маймуна сказала, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, имел близость со своими женами поверх изара в период их менструаций. Хадис передал Муслим (294).
Ибн Кайим, комментируя хадис под № 2167 из книги «‘Аун аль-ма‘буд», сказал: «Хадис «Делайте всё, кроме совокупления» указывает, что запрет касается только места выхода менструации, как это очевидно (из текста хадиса – прим. пер.). Запрещено совокупление во влагалище, и разрешено всё, исключая этого. Хадисы об изаре не противоречат этому, так как это более отдаляет от нечистоты (менструальной крови – прим. пер.), и это лучше» (сокращенно из «Тахзиб ас-сунан»).
Возможно, есть различие между началом и концом периода менструации, и желательно прикрывать изаром место между пупком и коленями в дни, когда кровь выходит обильно, что бывает в начале менструации.
Ибн Хаджар сказал: «Это (различие) подкрепляет то, что передал Ибн Маджа с хорошей цепочкой передатчиков, от Умм Салямы, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, остерегался сильных менструальных кровотечений три дня, и имел близость после этого» (сокращенно).
Примечание:
Всё упомянутое выше касается и женщины во время послеродовых кровотечений. Ибн Кудама, да помилует его Аллах, после перечисления видов близости мужчины со своей женой во время менструации сказал: «И женщина в период послеродовых кровотечений подобна женщине во время менструаций». «аль-Мугни (1/419).
А Всевышний Аллах знает лучше!
Сайт «Ислам: вопрос и ответ», фатва № 36722