Доказательства возвышения Аллаха над своими творениями

02.07.2011 | Автор:

Вопрос: Некоторые люди говорят, что Аллах находится над небесами, а некоторые ученые говорят, что у Аллаха нет места. Что же является истиной в этом вопросе.

Ответ: Хвала Аллаху… Убеждение Ахлю Сунна в том, что Аллах возвысился над Своими творениями Своей сущностью, основываются на доказательствах из Корана, Сунны, единогласного мнения ученых (иджма’), логики и природы человека (фитра).

Во-первых, в Коране пришли разные виды доказательств про возвышение Аллаха. Иногда упоминается «возвышение» (‘улюв), иногда выражение «над» (фовкъиййа) , иногда «ниспосылание чего-то от Него», иногда «вознесение чего-то к Нему» и утверждение того, что Он на небесах (фи-с-самавати).

«Возвышение», как в слове Аллаха: «Он – Возвышенный, Великий» («Корова», 2:255),  «Славь имя Господа твоего высочайшего» («Высочайший», 87:1).

«Над», как в слове Аллаха: «Он владычествует над Своими рабами» («Скот», 6:18), «Они боятся своего Господа, который над ними, и совершают то, что им велено» («Пчелы», 16:50).

«Ниспосылание чего-либо от Него» как в Его слове: «Он распространяет Свое повеление от неба и до земли», («Поклон» 32:5), «Воистину, Мы ниспослали Напоминание», («Аль-Хиджр» 15:9).

«Вознесение чего-либа к Нему» как в Его слове: «К Нему восходит прекрасное слово, и Он возносит праведное деяние» («Ангелы», 35:10), «Ангелы и Дух (Джибриль) восходят к Нему…» («Ступени», 70:4).

То, что Он на небе, как в Его слове: «Неужели вы уверены в том, что Тот, Кто на небе, не заставит землю поглотить вас?» («Власть», 67:16).

Во-вторых, в Сунне пришло много доказательств мутаватир (т.е. с большим количеством передатчиков на каждом этапе иснада, так, что невозможно, чтобы все они объеденились во лжи) из слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его действий и того, что он одобрил (икърар).

То, что пришло в его, да благословит его Аллах и приветствует, слове: «субхана Раббия-ль-А1ля» (Безупречен мой Высочайший Господь!) в земном поклоне (суджуд), и в его слове в хадисе: «Валлаху фавкъа-ль-‘арши» (Клянусь Аллахом, Который над Троном).

Из его действий: указание пальцем на небо, когда он читал хутбу в день Арафата в год Прощального паломничества. Он, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Донес ли я до вас?». Они сказали: «Да». Он повторил это три раза и каждый раз он говорил: «О, Аллах, засвидетельсвуй!», указывая при этом пальцем на небо, и затем указывая на людей.

Так же из его действий — поднимание рук к небу во время дуа, как приводится в десятках хадисов. И это подтверждение возвышенности (Аллаха) действиями Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Из того, что он одобрил (икърар): Приводится в хадисе про молодую рабыню, у которой Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Где Аллах?». Она сказала: «На небе» (фи-с-самаъ). Пророк спросил: «Кто я?». Она сказала: «Посланник Аллаха». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал её господину: «Отпусти её, поистине, она – верующая». Эта рабыня, неграмотная, как большинство рабынь, невольница, не владеющая собой, знает, что её Господь над небесами. А заблудшие сыны Адама отрицают это, и говорят: «Он ни над, ни под, ни справа, ни слева: Он – везде!»

В-третьих: Единогласное мнение ученых (иджма). Саляфы пришли к единому мнению, что Всевышний Аллах Своей сущностью – на небе, как приводят многие ученые, как например аз-Захаби, да смилостивится над ним Аллах, в своей книге «Аль-Улювву лиль-Алиййиль Г’аффар».

В-четвертых: Логические доказательства. Мы говорим, что возвышенность – это качество, которое ассоциирутся у людей с совершенством. И всякое совершенство должно быть приписано Аллаху, т.к. любое качество абсолютного совершенства, оно приличествует только Аллаху.

В-пятых: доказательства из фитра. Не должно быть сомнений в том, что каждый человек инстинктивно знает, что Аллах на небе. Поэтому, когда человека постигает что-то, чему он не может противостоять, он обращается к Аллаху, и его сердце обращатся к небесам, и не куда-либо ещё. Однако странно, что те, которые отрицают возвышение Аллаха над своими творениями, сами поднимают руки во время дуа только к небесам.

И даже фараон, враг Аллаха, когда он захотел поспорить с Мусой о его Господе, сказал своему вазирю Хаману: «О Хаман! Воздвигни для меня башню. Быть может, я поднимусь до путей — путей к небесам — и вознесусь к богу Мусы». («Верующий», 40:36-37). Он в глубине души был убежден в истинности существовании Всевышнего Аллаха, как сказал об этом Всемогущий и Великий Аллах: «Они отвергли их (аяты) несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости…» («Муравьи», 27:14).

Это — доказательства того, что Аллах на небе. Доказательства из Книги, Сунны, иджма, логики, фитра и даже из слов неверующих.

Шайх Мухаммад Салих аль-Мунаджид.

Islam Q&A Фатва № 992
Перевод: sawab.info
При копировании материала с этого сайта гиперссылка на sawab.info обязательна.

Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу.

Просим не задавать вопросы. На них некому отвечать.